РП_Химия_8-9кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе:
 Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ принят 21
декабря 2012);
 Фундаментального ядра содержания общего образования (2009);
 Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования ((приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897);
 Примерной основной образовательной программы основного общего
образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением
по общему образованию. Протокол заседания от 5 апреля 2015 г. № 1-15);
 В основу данной рабочей программы положена авторская программа к
линии УМК О. С. Габриеляна: учебно-методическое пособие / О. С.
Габриелян. — М.: Дрофа, 2017.
Программа включает шесть разделов:
Пояснительная записка, где охарактеризован вклад предмета в достижение
целей основного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные
результаты изучения предмета химии на нескольких уровнях — личностном,
метапредметном и предметном; дается общая характеристика курса, его места в
учебном плане, описаны ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
В пояснительной записке указаны также основные формы образовательного
процесса, технологии обучения.
Основное содержание, где представлено изучаемое содержание, разбитое
по темам. В конце каждой темы приведены метапредметные и предметные
результаты обучения. В конце каждого курса (8 и 9 классы) приведены
личностные результаты обучения.
Тематическое планирование, в котором дан перечень тем курса и число
учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, указаны
демонстрационные и лабораторные опыты, практические и контрольные работы
по каждой теме – т.е. отражены те моменты, которые составляют специфику
предмета ХИМИЯ.
Планируемые результаты учебной деятельности
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ХИМИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной
из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к
осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять
пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в
реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Главные цели основного общего образования:
1) формирование целостного представления о мире, основанного на
приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2) приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;

3) подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной
образовательной или профессиональной траектории.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования
вносит изучение химии, которое призвано обеспечить решение следующих
целей:
1) формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
2) развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических
отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой
деятельности;
3) выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также
формирование отношения к химии как к возможной области будущей
практической деятельности;
4) формирование умения безопасного обращения с веществами, используемыми
в повседневной жизни.
Основные задачи изучения химии в школе:
 формировать у обучающихся умения видеть и понимать ценность
образования, значимость химического знания для каждого человека
независимо от его профессиональной деятельности;
 формировать
представления
о
химической
составляющей
естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы
окружающей действительности, используя для этого химические знания;
 овладевать методами научного познания для объяснения химических
явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных
технологий и получении новых материалов;
 воспитывать убежденность в позитивной роли химии в жизни
современного общества, необходимости грамотного отношения к своему
здоровью и окружающей среде;
 применять полученные знаний для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений,
наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
 развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее
вклада в современный научно-технический прогресс;
 формировать важнейшие логических операций мышления (анализ, синтез,
обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы
важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах
химических веществ;
 овладевать ключевыми компетенциями (учебно-познавательными,
информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является
неотъемлемой частью образования школьников. Школьный курс химии
включает объем химических знаний, необходимый для формирования в
сознании школьников химической картины мира. Химическое образование
необходимо также для создания у школьника отчетливых представлений о роли
химии
в
решении
экологических,
сырьевых,
энергетических,
продовольственных, медицинских проблем человечества. Кроме того,
определенный объем химических знаний необходим как для повседневной
жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в
том числе не связанных с химией непосредственно
Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ
окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением,
познаваемости и предсказуемости химических явлений. Поэтому каждый
человек, живущий в мире веществ, должен иметь основы фундаментальных
знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные
законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их
строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности,
которую они могут представлять.
Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию
логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные
опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии,
учащиеся получают представления о методах познания, характерных для
естественных наук - экспериментальном и теоретическом.
Поэтому в рабочей программе по химии нашли отражение основные
содержательные линии:
 вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших
физических и химических свойствах, биологическом действии;
 химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются
химические свойства веществ, способах управления химическими
процессами;
 применение веществ — знания и опыт практической деятельности с
веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной
жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на
транспорте;
 язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых
они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия
(в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также
правила перевода информации с естественного языка на язык химии и
обратно.
Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно
переплетены, в программе содержание представлено не по линиям, а по
разделам: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных
представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических

элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических
реакций», «Многообразие веществ».
Курс химии может изучаться в несколько этапов.
Первый этап — химия в статике, на котором рассматриваются состав и
строение атома и вещества. Его основу составляют сведения о химическом
элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых
веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных
соединениях, кислотах, основаниях и солях), строении вещества (типологии
химических связей и видах кристаллических решеток).
Второй этап — химия в динамике, на котором учащиеся знакомятся с
химическими реакциями как функцией состава и строения участвующих в
химических превращениях веществ и их классификации. Свойства кислот,
оснований и солей сразу рассматриваются в свете теории электролитической
диссоциации. Кроме этого, свойства кис- лот и солей характеризуются также в
свете окислительно-восстановительных процессов.
Третий этап – рассматриваются общие свойства металлов и неметаллов.
Приводятся свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов
(простых веществ и соединений), как наиболее ярких представителей этих
классов элементов, и их сравнительная характеристика. В курсе подробно
рассматриваются состав, строение, свойства, получение и применение
отдельных, важных в хозяйственном отношении веществ, образованных
элементами 2—3-го периодов.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает
изучение курса химии в основной школе как составной части предметной
области «Естественнонаучные предметы».
Изучение в 8—9 классах рассчитано на 2 часа в неделю в объеме 140
учебных часов. Изучение этого курса дает возможность выпускнику основной
школы успешно сдать ОГЭ по химии как предмета по выбору.
Предлагаемый курс, хотя и носит общекультурный характер и не ставит
задачу профессиональной подготовки обучающихся, тем не менее, позволяет им
определиться с выбором профиля обучения в старшей школе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ
По завершении курса химии на этапе основного общего образования
выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами:
Личностные:
 воспитание чувства гордости за российскую химическую науку,
гуманизма, позитивного отношения к труду, целеустремленности;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

 формирование экологического мышления: умения оценивать свою
деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
 формирование умения управлять своей познавательной деятельностью;
 развитие собственного целостного мировоззрения, потребности и
готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной
деятельности вне школы;
 формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные:
 использование умений и навыков различных видов познавательной
деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон
окружающей действительности;
 использование основных интеллектуальных операций: формулирование
гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация,
выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
 умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике;
 использование различных источников для получения химической
информации.
Предметные:
 знание
определений
изученных
понятий:
умение
описывать
демонстрационные
и
самостоятельно
проведенные
химические
эксперименты, используя для этого родной язык и язык химии;
 умение различать изученные классы неорганических соединений, простые
и сложные вещества, химические реакции, описывать их;
 умение классифицировать изученные объекты и явления;
 способность делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных
химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных
веществ по аналогии со свойствами изученных;
 умение структурировать изученный материал и химическую информацию,
полученную из других источников;
 умение моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение
простых молекул;
 умение анализировать и оценивать последствия для окружающей среды
бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
переработкой веществ;
 формирование навыков проводить химический эксперимент;
 умение различать опасные и безопасные вещества;

 умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других
травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основной формой организации учебного процесса является урок в рамках
классно- урочной системы. В качестве дополнительных форм используется
система консультационной поддержки, дополнительных индивидуальных
занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных
информационных технологий, внеурочная деятельность по предмету.
Общие формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая,
коллективная, фронтальная, которые реализуются на уроке, в проектноисследовательской работе, на семинарах, конференциях, экскурсиях, при
проведении лабораторных опытов и практических работ, на занятиях
элективных и спецкурсов и т.д.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формированию необходимых ключевых компетенций способствует
использование современных образовательных технологий или элементов этих
технологий:
 технологии проблемного обучения;
 технология обучения на примере конкретных ситуаций;
 технология развивающего обучения;
 технология РКМЧП (развития критического мышления через чтение и
письмо);
 технология проектной и исследовательской деятельности учащихся;
 ИКТ-технологии;
 здоровьесберегающие технологии;
 технологии интегрированного обучения;
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Универсальные учебные действия формируются в рамках учебных
предметов, в том числе и предмета ХИМИЯ. Механизмы их формирования
заложены в четырех метапредметных программах, включенных в программу
образовательного учреждения:
1. Программа «Формирование универсальных учебных действий»;
2. Программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»;
3. Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»;
4. Программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Условия и средства формирования УУД: педагогическое общение, учебное
сотрудничество, совместная деятельность, разновозрастное сотрудничество,
проектная деятельность как форма сотрудничества, дискуссии, тренинги, общий
прием доказательства, рефлексия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ






























Выпускник научится:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение,
эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула»,
«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество»,
«валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему
химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства
состава, атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их формулам;
определять валентность атома элемента в соединениях;
определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции
при выполнении химического опыта;
составлять формулы бинарных соединений;
составлять уравнения химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему,
массе реагентов или продуктов реакции;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ:
кислорода и водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный
объем»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного
вещества;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;

 характеризовать физические и химические свойства основных классов
неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
 определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
 составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
 проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных
классов неорганических веществ;
 распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению
окраски индикатора;
 характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
 раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
 объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров группы и периода в периодической системе
Д.И. Менделеева;
 объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов
в пределах малых периодов и главных подгрупп;
 характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе
их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей
строения их атомов;
 составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической
системы Д.И. Менделеева;
 раскрывать
смысл
понятий:
«химическая
связь»,
«электроотрицательность»;
 характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решетки;
 определять вид химической связи в неорганических соединениях;
 изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными
видами химических связей;
 раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты»,
«неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель»,
«степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
 определять степень окисления атома элемента в соединении;
 раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
 составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей,
солей;
 объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций
ионного обмена;
 составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
 определять возможность протекания реакций ионного обмена;
 проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных
веществ;
 определять окислитель и восстановитель;
 составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
 называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

 классифицировать химические реакции по различным признакам;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами
неметаллов;
 проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических
свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и
аммиак;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами
металлов;
 называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен,
метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота,
стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
 оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на
организм человека;
 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
 определять возможность протекания реакций некоторых представителей
органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями,
галогенами.











Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических
свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности
вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных
химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
данными
характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным
ионным уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или
восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов,
входящих в его состав;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности
превращений неорганических веществ различных классов;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах
воздействия различных факторов на изменение скорости химической
реакции;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного
поведения в окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении
проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств,
способов получения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

 критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной
рекламе в средствах массовой информации;
 осознавать значение теоретических знаний по химии для практической
деятельности человека;
 создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(2 ч в неделю, всего 140 ч, из них 8 ч — резервное время)
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет
занимает важное место в познании законов природы, формировании научной
картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для
повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и
окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической
культуры.
Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком,
соблюдением правил безопасной работы при выполнении химического
эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами
школьного курса.
Программа включает в себя основы неорганической и органической химии.
Главной идеей программы является создание базового комплекса опорных
знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту
обучающихся.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические
теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ,
зависимости их свойств от строения, прогнозирование свойств веществ,
исследование закономерностей химических превращений и путей управления
ими в целях получения веществ и материалов.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомномолекулярное учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими
сведениями о строении атома, видах химической связи, закономерностях
протекания химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту:
проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов

ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в
химической лаборатории.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся
усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии
среди других наук о природе.
Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения
научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Биология»,
«География», «История», «Литература», «Математика», «Основы безопасности
жизнедеятельности», «Русский язык», «Физика», «Экология».
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение,
измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и
смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент.
Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон
постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная
атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в
соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль –
единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха.
Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение
кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и
эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество.
Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в
лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода.
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные
вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических
реакциях.
Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические
свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация
растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.

Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов.
Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания.
Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение
оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты.
Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и
применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение
окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура.
Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические
свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических
соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических
реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.
Бытовая химическая грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны,
нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая
система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного
(порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода
периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20
химических
элементов
периодической
системы
Д.И.
Менделеева.
Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их
соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и
строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная
химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее
влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь.
Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная,
ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решетки.
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость
химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических
реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных

веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов;
поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация.
Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного
обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая
диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени
окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель.
Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.
Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и
химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная
кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы:
сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная
кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли
аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и
химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная
кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия
углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды
углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие
физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с
неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их
соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо.
Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды:
метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь.
Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин),
карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и
олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Типы расчетных задач:

 Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
 Установление простейшей формулы вещества по массовым долям
химических элементов.
 Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы
вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
 Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.















Практические работы:
Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила
безопасной работы в химической лаборатории.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Признаки протекания химических реакций.
Получение кислорода и изучение его свойств.
Получение водорода и изучение его свойств.
Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного
вещества.
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы
неорганических соединений».
Реакции ионного обмена.
Качественные реакции на ионы в растворе.
Получение аммиака и изучение его свойств.
Получение углекислого газа и изучение его свойств.
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и
их соединений».
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Место предмета «Химия» в учебном плане

Классы
8 класс
9класс
Итого

Предмет
Химия
Химия

Количество часов за год
70 ч.
70 ч.
140 ч.

Практическая часть
Классы
8 класс
9 класс

Контрольные
работы
4
4

Лабораторные
опыты
35
41

Практические
работы
6
4

Итого

8

76

10

Учебно –тематический план
Содержание учебного предмета

Количество часов
8 класс
Предмет химии
4
Атомы химических элементов
12
Простые вещества
8
Соединения химических элементов
19
Изменения, происходящие с веществами
9
Практикум № 1 «Простейшие операции с
5
веществами»
Растворы
7
Практикум № 2 «Свойства растворов
2
электролитов»
9 класс
Повторение основных вопросов курса 8
6
класса и введение в курс 9 класса
Металлы
16
Практикум № 1 Свойства металлов и их
3
соединений
Неметаллы.
3
Практикум № 2 «Свойства неметаллов и их
3
соединений»
Органические соединения
10
Обобщение знаний по химии за курс
8
основной школы

Учебно-методический комплект
Рабочая программ по химии 7 – 9 классы. Линия УМК О.С. Габриеляна ФГОС. –
М.: Дрофа, 2020
Учебники О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2020.
О.С. Габриелян. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2020.
Рабочая тетрадь О.С. Габриелян, О.С. Сладков Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2020
О.С. Габриелян, О.С. Сладков Химия. 9 класс. –М.: Дрофа, 2020
Методическое пособие О.С. Габриелян, Купцова А.В. Методическое пособие .
химия 8 – 9, М.: Вертикаль. Дрофа, 2018
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ХИМИИ.
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»:

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом
допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию
учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ
неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания
учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не
может исправить при наводящих вопросах учителя или отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений (лабораторные и практические задания)
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета
за работу. Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и
выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил
работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота
рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но
при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные
ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена
существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы,
в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и
оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены более двух существенных ошибок в ходе: эксперимента, в
объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности
при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может
исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена
рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача
решена нерациональным способом, или допущено не более двух
несущественных ошибок.

Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена
существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
- задания выполнены полностью и правильно, возможна несущественная
ошибка.
Отметка «4»:
- задания выполнены не полностью или допущено не более двух
несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная
ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько
существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо
учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых работ
Отметка «5» ставиться при выполнении 90%-100%
Отметка «4» ставиться при выполнении 70%- 89%
Отметка «3» ставиться при выполнении 50%- 69%
Отметка «2» ставиться при выполнении менее 49%
Оценка реферата
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте
реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в
реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых учителем вопросов и
сформулировать точные ответы на них.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».