ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ принят 21
декабря 2012);
Фундаментального ядра содержания общего образования (2009);
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования ((приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897);
Примерной основной образовательной программы основного общего
образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением
по общему образованию. Протокол заседания от 5 апреля 2015 г. № 1-15);
В основу данной рабочей программы положена авторская программа к
линии УМК О. С. Габриеляна: учебно-методическое пособие / О. С.
Габриелян. — М.: Дрофа, 2017.
Программа включает шесть разделов:
Пояснительная записка, где охарактеризован вклад предмета в достижение
целей основного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные
результаты изучения предмета химии на нескольких уровнях — личностном,
метапредметном и предметном; дается общая характеристика курса, его места в
учебном плане, описаны ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
В пояснительной записке указаны также основные формы образовательного
процесса, технологии обучения.
Основное содержание, где представлено изучаемое содержание, разбитое
по темам. В конце каждой темы приведены метапредметные и предметные
результаты обучения. В конце каждого курса (8 и 9 классы) приведены
личностные результаты обучения.
Тематическое планирование, в котором дан перечень тем курса и число
учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, указаны
демонстрационные и лабораторные опыты, практические и контрольные работы
по каждой теме – т.е. отражены те моменты, которые составляют специфику
предмета ХИМИЯ.
Планируемые результаты учебной деятельности
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ХИМИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной
из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к
осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять
пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в
реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Главные цели основного общего образования:
1) формирование целостного представления о мире, основанного на
приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2) приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
3) подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной
образовательной или профессиональной траектории.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования
вносит изучение химии, которое призвано обеспечить решение следующих
целей:
1) формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
2) развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических
отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой
деятельности;
3) выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также
формирование отношения к химии как к возможной области будущей
практической деятельности;
4) формирование умения безопасного обращения с веществами, используемыми
в повседневной жизни.
Основные задачи изучения химии в школе:
формировать у обучающихся умения видеть и понимать ценность
образования, значимость химического знания для каждого человека
независимо от его профессиональной деятельности;
формировать
представления
о
химической
составляющей
естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы
окружающей действительности, используя для этого химические знания;
овладевать методами научного познания для объяснения химических
явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных
технологий и получении новых материалов;
воспитывать убежденность в позитивной роли химии в жизни
современного общества, необходимости грамотного отношения к своему
здоровью и окружающей среде;
применять полученные знаний для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений,
наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее
вклада в современный научно-технический прогресс;
формировать важнейшие логических операций мышления (анализ, синтез,
обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы
важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах
химических веществ;
овладевать ключевыми компетенциями (учебно-познавательными,
информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является
неотъемлемой частью образования школьников. Школьный курс химии
включает объем химических знаний, необходимый для формирования в
сознании школьников химической картины мира. Химическое образование
необходимо также для создания у школьника отчетливых представлений о роли
химии
в
решении
экологических,
сырьевых,
энергетических,
продовольственных, медицинских проблем человечества. Кроме того,
определенный объем химических знаний необходим как для повседневной
жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в
том числе не связанных с химией непосредственно
Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ
окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением,
познаваемости и предсказуемости химических явлений. Поэтому каждый
человек, живущий в мире веществ, должен иметь основы фундаментальных
знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные
законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их
строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности,
которую они могут представлять.
Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию
логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные
опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии,
учащиеся получают представления о методах познания, характерных для
естественных наук - экспериментальном и теоретическом.
Поэтому в рабочей программе по химии нашли отражение основные
содержательные линии:
вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших
физических и химических свойствах, биологическом действии;
химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются
химические свойства веществ, способах управления химическими
процессами;
применение веществ — знания и опыт практической деятельности с
веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной
жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на
транспорте;
язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых
они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия
(в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также
правила перевода информации с естественного языка на язык химии и
обратно.
Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно
переплетены, в программе содержание представлено не по линиям, а по
разделам: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных
представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических
реакций», «Многообразие веществ».
Курс химии может изучаться в несколько этапов.
Первый этап — химия в статике, на котором рассматриваются состав и
строение атома и вещества. Его основу составляют сведения о химическом
элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых
веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных
соединениях, кислотах, основаниях и солях), строении вещества (типологии
химических связей и видах кристаллических решеток).
Второй этап — химия в динамике, на котором учащиеся знакомятся с
химическими реакциями как функцией состава и строения участвующих в
химических превращениях веществ и их классификации. Свойства кислот,
оснований и солей сразу рассматриваются в свете теории электролитической
диссоциации. Кроме этого, свойства кис- лот и солей характеризуются также в
свете окислительно-восстановительных процессов.
Третий этап – рассматриваются общие свойства металлов и неметаллов.
Приводятся свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов
(простых веществ и соединений), как наиболее ярких представителей этих
классов элементов, и их сравнительная характеристика. В курсе подробно
рассматриваются состав, строение, свойства, получение и применение
отдельных, важных в хозяйственном отношении веществ, образованных
элементами 2—3-го периодов.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает
изучение курса химии в основной школе как составной части предметной
области «Естественнонаучные предметы».
Изучение в 8—9 классах рассчитано на 2 часа в неделю в объеме 140
учебных часов. Изучение этого курса дает возможность выпускнику основной
школы успешно сдать ОГЭ по химии как предмета по выбору.
Предлагаемый курс, хотя и носит общекультурный характер и не ставит
задачу профессиональной подготовки обучающихся, тем не менее, позволяет им
определиться с выбором профиля обучения в старшей школе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ
По завершении курса химии на этапе основного общего образования
выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами:
Личностные:
воспитание чувства гордости за российскую химическую науку,
гуманизма, позитивного отношения к труду, целеустремленности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование экологического мышления: умения оценивать свою
деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью;
развитие собственного целостного мировоззрения, потребности и
готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной
деятельности вне школы;
формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные:
использование умений и навыков различных видов познавательной
деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон
окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование
гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация,
выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической
информации.
Предметные:
знание
определений
изученных
понятий:
умение
описывать
демонстрационные
и
самостоятельно
проведенные
химические
эксперименты, используя для этого родной язык и язык химии;
умение различать изученные классы неорганических соединений, простые
и сложные вещества, химические реакции, описывать их;
умение классифицировать изученные объекты и явления;
способность делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных
химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных
веществ по аналогии со свойствами изученных;
умение структурировать изученный материал и химическую информацию,
полученную из других источников;
умение моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение
простых молекул;
умение анализировать и оценивать последствия для окружающей среды
бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
переработкой веществ;
формирование навыков проводить химический эксперимент;
умение различать опасные и безопасные вещества;
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других
травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основной формой организации учебного процесса является урок в рамках
классно- урочной системы. В качестве дополнительных форм используется
система консультационной поддержки, дополнительных индивидуальных
занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных
информационных технологий, внеурочная деятельность по предмету.
Общие формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая,
коллективная, фронтальная, которые реализуются на уроке, в проектноисследовательской работе, на семинарах, конференциях, экскурсиях, при
проведении лабораторных опытов и практических работ, на занятиях
элективных и спецкурсов и т.д.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формированию необходимых ключевых компетенций способствует
использование современных образовательных технологий или элементов этих
технологий:
технологии проблемного обучения;
технология обучения на примере конкретных ситуаций;
технология развивающего обучения;
технология РКМЧП (развития критического мышления через чтение и
письмо);
технология проектной и исследовательской деятельности учащихся;
ИКТ-технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технологии интегрированного обучения;
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Универсальные учебные действия формируются в рамках учебных
предметов, в том числе и предмета ХИМИЯ. Механизмы их формирования
заложены в четырех метапредметных программах, включенных в программу
образовательного учреждения:
1. Программа «Формирование универсальных учебных действий»;
2. Программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»;
3. Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»;
4. Программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Условия и средства формирования УУД: педагогическое общение, учебное
сотрудничество, совместная деятельность, разновозрастное сотрудничество,
проектная деятельность как форма сотрудничества, дискуссии, тренинги, общий
прием доказательства, рефлексия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выпускник научится:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение,
эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула»,
«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество»,
«валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему
химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства
состава, атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их формулам;
определять валентность атома элемента в соединениях;
определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции
при выполнении химического опыта;
составлять формулы бинарных соединений;
составлять уравнения химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему,
массе реагентов или продуктов реакции;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ:
кислорода и водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный
объем»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного
вещества;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов
неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных
классов неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению
окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров группы и периода в периодической системе
Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов
в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе
их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей
строения их атомов;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической
системы Д.И. Менделеева;
раскрывать
смысл
понятий:
«химическая
связь»,
«электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решетки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными
видами химических связей;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты»,
«неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель»,
«степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей,
солей;
объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций
ионного обмена;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных
веществ;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами
неметаллов;
проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических
свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и
аммиак;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами
металлов;
называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен,
метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота,
стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на
организм человека;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
определять возможность протекания реакций некоторых представителей
органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями,
галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических
свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности
вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных
химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
данными
характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным
ионным уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или
восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов,
входящих в его состав;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности
превращений неорганических веществ различных классов;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах
воздействия различных факторов на изменение скорости химической
реакции;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного
поведения в окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении
проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств,
способов получения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной
рекламе в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической
деятельности человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(2 ч в неделю, всего 140 ч, из них 8 ч — резервное время)
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет
занимает важное место в познании законов природы, формировании научной
картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для
повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и
окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической
культуры.
Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком,
соблюдением правил безопасной работы при выполнении химического
эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами
школьного курса.
Программа включает в себя основы неорганической и органической химии.
Главной идеей программы является создание базового комплекса опорных
знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту
обучающихся.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические
теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ,
зависимости их свойств от строения, прогнозирование свойств веществ,
исследование закономерностей химических превращений и путей управления
ими в целях получения веществ и материалов.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомномолекулярное учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими
сведениями о строении атома, видах химической связи, закономерностях
протекания химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту:
проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов
ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в
химической лаборатории.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся
усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии
среди других наук о природе.
Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения
научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Биология»,
«География», «История», «Литература», «Математика», «Основы безопасности
жизнедеятельности», «Русский язык», «Физика», «Экология».
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение,
измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и
смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент.
Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон
постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная
атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в
соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль –
единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха.
Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение
кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и
эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество.
Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в
лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода.
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные
вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических
реакциях.
Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические
свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация
растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов.
Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания.
Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение
оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты.
Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и
применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение
окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура.
Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические
свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических
соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических
реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.
Бытовая химическая грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны,
нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая
система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного
(порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода
периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20
химических
элементов
периодической
системы
Д.И.
Менделеева.
Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их
соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и
строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная
химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее
влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь.
Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная,
ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решетки.
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость
химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических
реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных
веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов;
поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация.
Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного
обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая
диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени
окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель.
Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.
Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и
химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная
кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы:
сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная
кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли
аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и
химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная
кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия
углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды
углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие
физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с
неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их
соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо.
Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды:
метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь.
Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин),
карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и
олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Типы расчетных задач:
Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям
химических элементов.
Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы
вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Практические работы:
Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила
безопасной работы в химической лаборатории.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Признаки протекания химических реакций.
Получение кислорода и изучение его свойств.
Получение водорода и изучение его свойств.
Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного
вещества.
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы
неорганических соединений».
Реакции ионного обмена.
Качественные реакции на ионы в растворе.
Получение аммиака и изучение его свойств.
Получение углекислого газа и изучение его свойств.
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и
их соединений».
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Место предмета «Химия» в учебном плане
Классы
8 класс
9класс
Итого
Предмет
Химия
Химия
Количество часов за год
70 ч.
70 ч.
140 ч.
Практическая часть
Классы
8 класс
9 класс
Контрольные
работы
4
4
Лабораторные
опыты
35
41
Практические
работы
6
4
Итого
8
76
10
Учебно –тематический план
Содержание учебного предмета
Количество часов
8 класс
Предмет химии
4
Атомы химических элементов
12
Простые вещества
8
Соединения химических элементов
19
Изменения, происходящие с веществами
9
Практикум № 1 «Простейшие операции с
5
веществами»
Растворы
7
Практикум № 2 «Свойства растворов
2
электролитов»
9 класс
Повторение основных вопросов курса 8
6
класса и введение в курс 9 класса
Металлы
16
Практикум № 1 Свойства металлов и их
3
соединений
Неметаллы.
3
Практикум № 2 «Свойства неметаллов и их
3
соединений»
Органические соединения
10
Обобщение знаний по химии за курс
8
основной школы
Учебно-методический комплект
Рабочая программ по химии 7 – 9 классы. Линия УМК О.С. Габриеляна ФГОС. –
М.: Дрофа, 2020
Учебники О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2020.
О.С. Габриелян. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2020.
Рабочая тетрадь О.С. Габриелян, О.С. Сладков Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2020
О.С. Габриелян, О.С. Сладков Химия. 9 класс. –М.: Дрофа, 2020
Методическое пособие О.С. Габриелян, Купцова А.В. Методическое пособие .
химия 8 – 9, М.: Вертикаль. Дрофа, 2018
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ХИМИИ.
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом
допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию
учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ
неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания
учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не
может исправить при наводящих вопросах учителя или отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений (лабораторные и практические задания)
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета
за работу. Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и
выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил
работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота
рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но
при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные
ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена
существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы,
в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и
оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены более двух существенных ошибок в ходе: эксперимента, в
объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности
при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может
исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена
рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача
решена нерациональным способом, или допущено не более двух
несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена
существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
- задания выполнены полностью и правильно, возможна несущественная
ошибка.
Отметка «4»:
- задания выполнены не полностью или допущено не более двух
несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная
ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько
существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо
учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых работ
Отметка «5» ставиться при выполнении 90%-100%
Отметка «4» ставиться при выполнении 70%- 89%
Отметка «3» ставиться при выполнении 50%- 69%
Отметка «2» ставиться при выполнении менее 49%
Оценка реферата
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте
реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в
реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых учителем вопросов и
сформулировать точные ответы на них.