ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «АЛЫЕ ПАРУСА»
«Утверждаю»
_________________________
«Согласовано»
_______________________
Завуч ЧОУ СОШ «Алые паруса»
___________ Старых А.А.
Директор ЧОУ СОШ «Алые паруса»
__________ Подойницына О.Ф.
Обсуждено на заседан ии МО
Протокол № _______ от __________
Руководитель МО
__________
Еремеева А.П.
Рабочая программа
Название курса
Обществознание
Класс
6-9 общеобразовательный класс среднего (полного) образования
Уровень обучения
Базовый уровень обучения
ФИО педагога,
Костерина Ю.Г.
разработавшего и
реализующего учебный курс
Год составления программы
2020
Рабочая программа по обществознанию (6-9 классы) составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012года №273-ФЗ
- ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010 с изменениями;
- Примерной программы по обществознанию для 6-9 классов, авторской программы по обществознанию к предметной
линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова и обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения
данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования)
с учетом целей, задач и особенностей учебно- воспитательного процесса в образовательном учреждении.
При составлении рабочей программы использовались материалы программ: Л.Н.Боголюбов. Обществознание.
Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классов. М.: Просвещение, 2019.
- Программы общеобразовательных учреждений по обществознанию к предметной линии учебников (Л.Н. Боголюбова)
М.: Просвещение, 2019
- Рабочая программа по обществознанию ориентирована на предметную линию учебников Л.Н. Боголюбова, М.:
Просвещение.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
1.Воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2.Развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
3.Формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для
школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности
и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной
средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
4.Овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
5.Формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной
жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности,
развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в
семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Содержание учебного предмета
6 класс
Название раздела, темы
Количество часов на
изучение раздела, темы
Тема 1. «Загадка
человека»
14
Тема 2. «Человек и его
деятельность»
9
Тема 3. «Человек среди
людей»
12
Итого:
7 класс
Название раздела, темы
Основное содержание по разделам, темам с указанием названия контрольных
(тестовых), практических, лабораторных работ
Принадлежность двум мирам. Человек - личность. Отрочество –
особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора
мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли
самостоятельность приносит пользу. Потребности и способности
человека. Когда возможности ограничены. Мир увлечений
Практикум. «Человек». Учимся быть интересной личностью.
Деятельность человека. Труд – основа жизни. Учение –
деятельность школьника. Познание человеком мира и себя.
Практикум. Учимся узнавать и оценивать себя.
Отношения с окружающими. Общение. Человек в группе.
Отношения со сверстниками. Конфликты в межличностных
отношениях. Семья и семейные отношения.
Практикум. «Человек среди людей».
35 часов
Количество часов на
изучение раздела, темы
Тема 1. “Мы живем в 20
обществе”
Кол-во контрольных (тестовых
работ) по каждому разделу
(теме)
1
1 час
Основное содержание по разделам, темам с указанием названия контрольных
(тестовых), практических, лабораторных работ
Как устроена общественная жизнь. Что значит жить по правилам.
Экономика и ее основные участники. Производственная
деятельность человека. Обмен. Торговля. Реклама. Домашнее
хозяйство. Бедность и богатство. Человек в обществе: труд и
социальная лестница. Зачем людям государство. Почему важны
Кол-во контрольных (тестовых
работ) по каждому разделу
(теме)
законы. Культура и ее достижения.
Наша страна на карте мира. Государственные символы России.
Конституция Российской Федерации. Гражданин России. Мы многонациональный народ. Защита Отечества.
Тема 2. “Наша Родина 15
- Россия”
Итого:
8 класс
Название раздела, темы
1
35 часов
1 час
Количество часов на
изучение раздела, темы
Тема 1. «Личность и
общество»
7
Тема 2. «Сфера
духовной культуры»
8
Тема 3. «Социальная
сфера»
5
Тема 4. «Экономика»
15
Итого:
9 класс
Название раздела, темы
Тема 1. Политика и власть
Основное содержание по разделам, темам с указанием названия контрольных
(тестовых), практических, лабораторных работ
Что делает человека человеком? Человек, общество, природа.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие
общества. Как стать личностью
Практикум. «Как стать личностью». Кого считать личностью?
Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный
выбор – это ответственность. Образование. Наука в современном
обществе. Религия как одна из форм культуры.
Практикум: «Учимся поступать морально».
Социальная структура общества. Социальные статусы и роли.
Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение
Практикум. «Социальная сфера». Учимся жить в
многонациональном обществе.
Экономика и ее роль в жизни общества. Главные вопросы
экономики. Собственность. Рыночная экономика. Производство –
основа экономики. Предпринимательская деятельность. Роль
государства в экономике. Распределение доходов. Потребление.
Инфляция и семейная экономика. Безработица и ее причины.
Мировое хозяйство и международная торговля.
Практикум. «Экономика». Учимся ориентироваться в основных
экономических терминах и понятиях.
35 часов
Количество часов на
изучение раздела,
темы
11
Кол-во контрольных (тестовых
работ) по каждому разделу
(теме)
1
1 час
Основное содержание по разделам, темам с указанием названия
контрольных (тестовых), практических, лабораторных работ
Государство. Политические режимы. Правовое государство.
Кол-во контрольных (тестовых
работ) по каждому разделу
(теме)
Тема 2. «Гражданин и
государство»
9
Тема 3. «Основы
российского
законодательства»
14
Итого:
Гражданское общество и государство. Участие граждан в
политической жизни. Политические партии и движения.
Межгосударственные отношения.
Практикум: «Учимся участвовать в жизни гражданского
общества»
Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека
и гражданина. Высшие органы государственной власти в РФ.
Россия – федеративное государство. Судебная система РФ.
Правоохранительные органы РФ.
Практикум: «Роль права в жизни граждан».
Роль права в жизни человека, общества и государства.
Правоотношения и субъекты права. Правонарушения и
юридическая ответственность. Гражданские правоотношения.
Право на труд. Трудовые отношения. Семья под защитой
закона. Административные правоотношения. Уголовноправовые отношения. Правовое регулирование отношений в
сфере образования. Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов.
Практикум. «Учимся устраиваться на работу».
34 часа
. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в
общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и
нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок
правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые
выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные:
6 класс
Ученик научится:
1) описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные
социальные роли;
2) сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
3) объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер
общественной жизни);
4) приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
5) оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
6) решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах
деятельности человека;
7) осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие
адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
8) самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)
Ученик получит возможность научиться:
1) понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
2) определять сущность общества как формы совместной деятельности людей;
3) выделять характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
4) определять содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
7 класс
Ученик научится:
1)использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
2)выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения
межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
3)распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
4)характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций
общественного прогресса;
5)различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
6)выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в
разных сферах общества;
7)на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях;
8)раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
9)различать отдельные виды социальных норм;
10)критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
11)раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни
современного общества;
12)характеризовать специфику норм права;
13)раскрывать сущность процесса социализации личности
Ученик получит возможность научится:
1)наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
2)выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного
развития;
3)использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и
человека;
4)оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
5)оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
6)оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых
потребностей, угрожающих здоровью;
7)аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
8)использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности
гражданина РФ.
8 класс
Ученик научится:
1)демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
2) распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
3) характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
4) оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
5) различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
6) выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах
общества;
7) характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
8) на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное
поведение;
9) раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
10) конкретизировать примерами опасность международного терроризма
11) характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
12) описывать явления духовной культуры;
13) объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
14) оценивать роль образования в современном обществе;
15) различать уровни общего образования в России;
16) находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников
различного типа;
17) описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
18) объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
19) учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
20) раскрывать роль религии в современном обществе;
21) характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры;
22) описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
23) объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
24) характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
25) выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
26) приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
27) описывать основные социальные роли подростка;
28) конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
29) характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
30) объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
31) характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; 32) раскрывать основные роли членов
семьи;
33) характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий
жизни;
34) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных
конфликтов.
35) выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
36) объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
37) различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных
работников;
38) раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
39) раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
40) характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и
систематизировать полученные данные об экономических системах;
41) характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
42) анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
43) объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
44) анализировать структуру бюджета государства;
45) называть и конкретизировать примерами виды налогов;
46) характеризовать функции денег и их роль в экономике;
47) раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
48) анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
49) анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
50) формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на
экономические знания и личный опыт;
51) использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы
трудовой и предпринимательской деятельности;
52) раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
53) характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
54) использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
55) обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Ученик получит возможность научиться:
1) наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
2) выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
3) осознанно содействовать защите природы;
4) описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; - характеризовать основные направления
развития отечественной культуры в современных условиях;
5) критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
6) раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;- выражать и обосновывать собственную позицию
по актуальным проблемам молодежи;
7) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;
8) выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
9) формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в
соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
10) использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
11) находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа;
12) грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;
13) сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный
бюджет.
9 класс
Ученик научится:
1) объяснять роль политики в жизни общества;
2)различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
3)давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
4)различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
5)раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
6)называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
7)характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;
8)характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их
полномочия и компетенцию;
9)объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
10)раскрывать достижения российского народа;
11)объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
12)называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
13)осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
14) характеризовать конституционные обязанности гражданина;
15)характеризовать систему российского законодательства;
16) раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
17) характеризовать гражданские правоотношения;
18) раскрывать смысл права на труд;
19)объяснять роль трудового договора;
20)разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
21)характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
22)характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
23)конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
24)характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
25)раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
26)анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в
предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
27)исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
28)находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нормами поведения, установленными законом.
Ученик получит возможность научиться:
1)осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
2)соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;
3)аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
4)использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;
5)на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
6)оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
7)осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.