РП_русский-язык_10-11

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «АЛЫЕ ПАРУСА»
«Утверждаю»
_________________________

«Согласовано»
_______________________
Завуч ЧОУ СОШ «Алые паруса»
___________ Старых А.А.

Директор ЧОУ СОШ «Алые паруса»
__________ Подойницына О.Ф.

Обсуждено на заседании МО
Протокол № _______ от __________
Руководитель МО
__________
Еремеева А.П.

Рабочая программа
Название курса

Русский язык (профильный уровень обучения)

Класс

10-11 общеобразовательный класс среднего (полного) образования

Уровень обучения

Углубленный уровень обучения

ФИО педагогов,
разработавших и
реализующих
учебный курс

Еремеева А.П.
Иванова В.Ю.
Зайцева А.В.
Ульянова Е.В.

Год составления
программы

2020

Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с ФГОС среднего общего образования и на основе Программы по русскому языку для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений филологического профиля (Автор программы В.В. Бабайцева - М.: Дрофа , 2009г.)
Рабочая программа по русскому языку для 10-11-х классов создана на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413;
 Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. N 2/16-з);
 Основной образовательной программы среднего общего образования ЧОУ СОШ «Алые паруса» г. Хабаровска;
 Авторской программы В.В. Бабайцевой «Русский язык» 10-11 классы (углублённый уровень) для общеобразовательных учреждений,
допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые
во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На
уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет
на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к
обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет
собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса
формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах
филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая
компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного
языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений
и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи;
умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим

особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка;
расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры
межнационального общения.
В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из
которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков. В авторских
программах возможно по-разному определять последовательность изучения разделов и тем, включенных в тот или иной блок. При этом важно
отразить их взаимосвязь.
Материал программы отобран и структурирован таким образом, что при необходимости содержание отдельных блоков или разделов может быть
развернуто в самостоятельные курсы (в рамках элективных или факультативных).
Независимо от избранной теории и методики обучения определенное внимание должно уделяться каждой из названных компетенций. В то же
время профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в
данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.
В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся
системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка;
нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать
языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым
явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты
норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой
практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным
видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того
или иного языкового явления.
Цели обучения русскому языку на профильном уровне
Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
 воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
 развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и
навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного
образования;
 углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и
уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения;
 овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных
интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты
с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
 применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере

общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую
русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать
общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие
речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности,
передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов;
осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование
текста; владение основными видами публичных выступление (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и
правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Содержание программы учебного курса профильного уровня за 10-11 класс.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ
(119 час)
Введение в науку о языке (24 час).
Язык как общественное явление.
Русский язык в Российской Федерации. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.
Русский язык в современном мире.
Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.
Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы.
Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль
старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.
Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.
Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и
допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного
русского литературного языка.
Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.
Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.
Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.
Современные нормативные словари, справочники, пособия.
Языковая система (80 час).
Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка.
Системные отношения между языковыми единицами.
Синонимия в системе языка (5 час).
Фонетика (9 час). Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском
языке.

Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к
интонационно правильной и выразительной речи.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Лексика и лексикология (14 час).
Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии,
паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки
фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Лексические средства выразительности речи.
Морфемика и словообразование (9 час).
Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем.
Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке.
Словообразовательные средства выразительности речи.
Морфология (9 час).
Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.
Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей
речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в
области частей речи.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксис (19 час).
Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.
Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его
коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.
Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации
второстепенных членов предложения.
Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.
Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.
Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое
единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью
компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.
Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и
т. п. явления и факты).
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.
Система функциональных разновидностей современного русского языка (15 час).
Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров.
Разговорная речь и ее особенности.
Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов.
Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям.
Средства словесной образности.

Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.
Художественный текст как объект лингвистического анализа.
Правописание: орфография и пунктуация (15 час).
Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3)
употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце
предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче
чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания.
Авторское использование знаков препинания.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(60 час)
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и
неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.
Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и
неофициальные ситуации общения.
Правила успешного речевого общения.
Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.
Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в
диалогах различных видов, дискуссиях, полемике.
Особенности монологической речи в различных сферах общения.
Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего,
ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.
Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях,
краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.
Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная
и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов
различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции.
Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели,
особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику,
жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.
Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(10 час)
Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база
литературных языков.
Русский язык в контексте русской культуры.
Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.
Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка.






Выпускник на углубленном уровне научится:

воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при
оценке собственной и чужой речи;
 комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
 отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
 использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
 иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
 выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
 дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
 проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
 оценивать стилистические ресурсы языка;
 сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
 владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
 создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
 соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
 соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
 соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
 осуществлять речевой самоконтроль;
 совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
 использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы)

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
 проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
 выделять и описывать социальные функции русского языка;

 проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической
речевой деятельности;
 анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
 характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
 проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
 проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
 критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
 выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
 осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
 использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
 проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
 редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
 определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка в 10 - 11 классах (углублённый уровень)
Личностные результаты освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку
1) Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности, как одного из способов приобщения к ценностям
национальной и мировой науки и культуры через источники информации на русском языке, в том числе мультимедийные; понимание
необходимости бережно хранить национальное культурноязыковое наследие России и ответственности людей за сохранение чистоты и богатства
родного языка как культурного достояния нации.
2) Осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в
изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; от уровня владения русским языком;
понимание роли родного языка для самопознания, самооценки, самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой
деятельности.
3) Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный,
этический
и коммуникативный аспекты речевого высказывания.
4) Существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых
средств.
5) Понимание зависимости успешного получения высшего филологического образования от уровня владения русским языком.
6) Представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку
1) Владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
 разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его
содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками
научно-технической информации;



умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах,
свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
 умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и
интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
 разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления её результатов в различных формах: приёмами отбора и
систематизации материала на определённую тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности),
проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать её; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной,
групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
2) Способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение
активно применять полученные знания, умения и навыки в повседневной речевой практике, в процессе учебно-познавательной деятельности в школе,
а также в различных условиях межличностного и межкультурного общения.
3) Готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе.
4) Овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также
в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
2) Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения
Указанные результаты обучения по русскому языку в основном связаны с коммуникативными умениями надпредметного уровня, что отражает
основные цели обучения предмету в 10 – 11 классах, направленные на коммуникативную подготовку выпускников к дальнейшей жизни, где
коммуникативные способности во многом будут определять социальную и профессиональную успешность человека.
Основные коммуникативные умения, которые целенаправленно отрабатываются в курсе русского языка в 10 – 11 классах и являются основой
метапредметных результатов обучения, можно разделить на следующие группы:
1) информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования;
2) создание устного и письменного речевого высказывания;
3) соблюдение языковых, коммуникативных и этических норм в процессе речевого общения.
Умения каждой группы постепенно и поэтапно отрабатываются в основной школе, а затем в 10 – 11 классах развиваются и совершенствуются в
связи с реализацией коммуникативной направленности курса, призванного усилить метапредметный статус родного языка, свободное владение
которым является условием успешного обучения в старшей школе и дальнейшей социализации выпускника «во взрослой жизни». При этом
работа в старших классах строится на основе осмысления важнейших положений современной теории коммуникации и анализа собственного
речевого опыта школьника в овладении коммуникативными умениями, основными из которых являются следующие:
1) Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования.
Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста;
определять позицию автора; использовать основные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное и др.) и
основные виды аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного его содержания, с выборочным извлечением информации
и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать
процесс аудирования; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс

чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
использовать ресурсы Интернет, опираясь при этом на специфические
возможности гипертекста; свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку, в том числе в режиме онлайн; передавать содержание
прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного или сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме,
конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование; использовать информацию исходного текста в других
видах деятельности (например, при составлении рабочих материалов при выполнении проектных заданий, при подготовке докладов, рефератов).
2) Создание устного и письменного речевого высказывания.
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социальнокультурной и деловой сферах общения; формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания; развивать эту мысль,
убедительно аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность
изложения; выбирать нужный стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным достоинствам
исходного текста; владеть основными жанрами публицистики (эссе, рецензия); создавать собственные письменные тексты проблемного характера на
актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социальнобытовые темы; писать сочинения различных функциональных стилей с
использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций; использовать в собственной речи многообразие грамматических
форм и лексическое богатство языка; создавать устные высказывания на лингвистические темы общего характера (основные функции языка; связь
языка и истории, культуры русского и других народов и т. п.); в
устной и письменной форме объяснять смысл лингвистических понятий (речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи и т. д.); строить рассуждения на лингвистические темы, характеризуя основные закономерности языка (например, взаимосвязь единиц
языка); владеть приёмами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии; оценивать речевые
высказывания (устные и письменные) с опорой на полученные речеведческие знания.
3) Соблюдение языковых, коммуникативных и этических норм в процессе речевого общения.
Применять в практике устного/письменного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, а также орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически уместно использовать языковые единицы в речи; соблюдать
коммуникативные и этические нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
определять цель речевого общения, учитывать коммуникативные намерения партнёра и выбирать адекватные стратегии коммуникации;
прогнозировать
коммуникативные трудности и преодолевать их в процессе общения, учитывая основные положения современной теории коммуникации; уметь
выслушивать разные мнения и учитывать интересы участников группы в процессе коллективной работы; обосновывать собственную позицию,
оценивать разные точки зрения и вырабатывать единое мнение, договариваться и приходить к общему решению; фиксировать замеченные нарушения
норм в процессе речевого общения, различать грамматические ошибки и речевые недочёты, тактично реагировать на речевые погрешности в
высказывании собеседников; принимать активное участие в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку
зрения, соглашаться/не соглашаться с мнением оппонента, применяя при этом основные этические правила речевого этикета.
3) Универсальные учебные действия

Коммуникативные умения, которые отрабатываются на уроках русского языка, являются основой формирования функциональной
грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. В старших классах
продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и напрямую соотносится с универсальными
учебными действиями (коммуникативными, познавательными, регулятивными). Вот почему основными индикаторами функциональной грамотности,
имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое
взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно
излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и
речевые правила поведения и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить
логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск,
извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель
чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность
действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Следовательно, основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности (чтение, аудирование,
говорение, письмо) и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся в
процессе изучения родного языка в школе.
Надпредметный, междисциплинарный характер не только метапредметных, но и основных предметных результатов обучения по русскому
языку, непосредственно связанных с совершенствованием речемыслительных способностей старшеклассников, определяет и необходимость
целенаправленной формирования на уроках русского языка универсальных учебных действий, важнейшими из которых на завершающем этапе
обучения русскому языку в школе являются следующие.
Универсальные учебные действия
1. Извлекать необходимую информацию из текстов разной функционально-стилевой и жанровой разновидности, представленных в печатном или
электронном виде на различных информационных носителях; адекватно понимать прочитанное/прослушанное высказывание, осознанно используя
разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное и др.) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста,
с пониманием основного его содержания, с выборочным извлечением информации и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; перерабатывать,
систематизировать прочитанную/прослушанную информацию и предъявлять её разными способами: в виде устного пересказа, сообщения, плана
(простого, сложного; вопросного, назывного, тезисного; плана-конспекта), конспекта, реферата, аннотации, схемы, таблицы, рисунка и
т.п.; определять основную и второстепенную информацию в процессе чтения и аудирования; проводить информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию в соответствии с поставленной целью, используя при этом различные источники, включая СМИ и
Интернет; использовать персональный компьютер для сбора, классификации и хранения информации, необходимой для выполнения
учебных задач, использования в речи, проведения мини-исследований, а также для подготовки сообщений, докладов, выступлений, мультимедийных
презентаций, рефератов, исследовательских проектов.
2. Создавать коммуникативно успешные устные/письменные высказывания в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
социально-культурной и деловой сферах общения; точно, правильно, логично, аргументированно и выразительно излагать свою точку зрения по
поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные языковые нормы устной и письменной речи; предъявлять собранную научноучебную информацию в форме устных/письменных высказываний, а также в электронном виде на различных информационных носителях; выступать

перед аудиторией старшеклассников с докладом, защищать реферат, исследовательскую проектную работу, используя заранее подготовленный текст
и мультимедийную презентацию.
3. Анализировать и оценивать речевую ситуацию, определяя цели коммуникации, учитывая коммуникативные намерения партнёра и выбирать
адекватные стратегии коммуникации, прогнозировать коммуникативные трудности и преодолевать их в процессе общения, опираясь на основные
постулаты современной теории коммуникации; оценивать речевые высказывания, в том числе и собственные, с точки зрения эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач; различать разные виды нарушения языковых, коммуникативных и этических норм в ходе устного
общения, в том числе орфоэпические, грамматические ошибки и речевые недочёты; фиксировать замеченные в процессе речевого взаимодействия
нарушения норм и тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников; формулировать в разных формах (констатация,
рекомендация, размышления и т.п.) аргументированные выводы по итогам сопоставления творческих работ, презентаций, докладов и проектов
учащихся.
4. Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме и соблюдая
коммуникативные и этические нормы речевого поведения; чётко выражать свою позицию и отстаивать её, соглашаясь/не соглашаясь с мнением
оппонента и применяя основные этические правила речевого взаимодействия.
5. Самостоятельно проводить небольшое по объёму исследование: выбирать тему мини-исследования, формулировать проблему, ставить и адекватно
формулировать цель деятельности с учётом конечного результата (подготовка сообщения, доклада, мультимедийной презентации, реферата, проекта
и т. п.), планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие
основной тезис; осуществлять контроль за ходом выполнения работы, соотносить цель и результат проведённого исследования; оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной/письменной форме.
6. Организовывать совместную учебную деятельность, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, соблюдая
коммуникативные и этические правила поведения и предупреждая коммуникативные неудачи в речевом общении; обсуждать, формулировать и
сообща корректировать общие цели коллективной учебной деятельности и цели индивидуальной работы в составе группы, последовательно
выполнять при этом индивидуальную задачу и соотносить её с общими целями коллективной учебной работы; обсуждать, составлять и
корректировать план совместной групповой учебной деятельности, распределять части работы среди членов группы, учитывая общие и
индивидуальные задачи проводимого мини-исследования, соблюдать намеченную последовательность действий в процессе коллективной
исследовательской деятельности; поэтапно оценивать коллективную и индивидуальную учебную деятельность членов группы, выполняющих
совместную работу; выявлять основные проблемы, связанные с индивидуальной и групповой учебной деятельностью, устанавливать причины этих
проблем и предлагать пути их устранения.
7. Свободно владеть учебно-логическими умениями: определять объект анализа; проводить анализ, классификацию, сопоставление, сравнение
изученных явлений, определять их существенные признаки; различать родовые и видовые понятия, соотносить их при анализе родовидовых
определений понятий; устанавливать причинно-следственные отношения между единицами языка и речевыми фрагментами; выполнять
индуктивные и дедуктивные обобщения, систематизировать информацию разными способами.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку, а
также с учетом Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений филологического профиля курс обучения
русскому языку составляет 204 часа (68 недель по 3 часа в неделю). Общий объём учебного времени в 10 классе составляет 102 ч., в 11классе 102 ч (3
часа в неделю, 34 учебных недель в каждом классе). Всего на изучение русского языка в 10-11 классах выделяется 204 ч.

Содержание учебного предмета «Русский язык»
10 класс (102 часа.)
Введение. Роль языка в жизни общества (1 ч.)
Вспомним изученное (13ч)
Фонетика. Звук как единица языка. Морфемика и словообразование. Состав слова,
современная структура. Морфология. Морфология как учение о частях речи.
Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Комплексный анализ текста.
Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (12ч)
Функции языка. Значение языка. Язык – орудие мышления. Язык – средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка. Язык и
речь. Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность. Русский язык – государственный язык
Российской Федерации. Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения в
российской Федерации. Русский язык среди других языков мира. Русский язык как один из рабочих языков в ООН. Индоевропейская семья языков.
Славянские языки. Русистика на современном этапе.
Русский язык – один из богатейших языков мира (67ч)
Состав современного русского языка. Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь.
Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.
Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения.
Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей
текста.
Типы речи: повествование, рассуждение и описание. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для
построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации. Литературный язык и его нормы. Орфоэпические,
лексические, морфологические, синтаксические нормы. Русский язык как развивающееся явление.
Стили литературного языка – разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера
употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
Устная и письменная формы речи. Их специфика.
Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль
синонимов в речи.
Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота,
выразительность, эмоциональность речи и др.
Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина. А.С.Пушкин – создатель современного русского
литературного языка. Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика,
периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.
Повторительно-обобщающие уроки по курсу - 9 ч.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
11 класс (102 часа)
Введение. Основные единицы русского языка и разделы лингвистики. (1час)
Принципы русского правописания. (14 часов)

Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и
другие написания.
Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.
Повторение изученного. (87 часов)
Систематизация знаний по русскому языку. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в
построении текстов разных стилей и жанров.
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как
средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания)
Совершенствование устной речи.
Повторение в конце учебного года. Итоговый контроль.
Виды
работ

сроки
1-ое
полугодие
2-ое
полугодие
Всего за
год

Виды
работ

сроки
1-ое
полугодие
2-ое
полугодие
Всего за
год

Контрольные
словарные
диктанты

3

3

5

1

2

3

5

5

6

10

Плановые
контрольные
срезы

Контрольные
словарные
диктанты

3

2

2
5

4

Изложения

Практическая часть – 10 класс.
Сочинения
Сочинения
(классные
(классные
контрольные)
обучающие)

Плановые
контрольные
срезы

Изложения

Сочинения
домашние

Контрольное
тестирование

Тестирование (по
основным разделам
курса, в процессе
рабочего урока)

2

5

1

5

1

2

5

1

5

2

4

10

2

10

Сочинения
домашние

Контрольное
тестирование

Тестирование (по
основным разделам
курса, в процессе
рабочего урока)

Практическая часть – 11 класс.
Сочинения
Сочинения
(классные
(классные
контрольные)
обучающие)

-

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

1

2

2

2

3

4

УМК: Бабайцева В. В. Русский язык и литература: Русский язык. Углубленный уровень. Учебник для 10–11 кл. - М.: ООО «Дрофа», 2017-2019.
Учебник Бабайцевой В. В. Русский язык. Углубленный уровень для 10–11 кл., состоящий из двух частей — теоретической и практической, —
эффективно реализует следующие задачи: повторение и обобщение ранее изученного, расширение и систематизация сведений из лингвистической
теории и на этой основе совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Предметные результаты достигаются за счет теоретического материала, в котором в доступной форме изложены принципы лингвистики как науки
и определено ее место в ряду других гуманитарных наук, а также заданий учебника, в которых предлагается для анализы языковой материал всех
стилей речи. Учебник углубляет знания учащихся о языке как многофункциональной развивающейся системе, обеспечивает совершенствование
коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Учебник сопровождается электронной формой, которая полностью соответствует содержанию и дополняет его мультимедийным и контрольным
материалом.
Учебники и их электронные формы соответствуют требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования и включены в федеральный
перечень Министерства образования и науки Российской Федерации.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся 10-11 классов по русскому языку
«Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них
устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и
пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках русского языка проверяются: знание полученных сведений о языке; орфографические и пунктуационные навыки; речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка устного ответа (доклад, реферат, сообщение)
«5» 1. Ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий.
2. Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не
только из учебника, но и из других источников.
3. Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
4. Речь выразительна, эмоциональна.
«4» ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2
недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3» Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1.
2.
3.
4.

Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил.
Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.
Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Речь невыразительна.

ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
«2» определений и правил, искажающие их смысл.
Примечание: Оценивается не только единовременный ответ, но и рассредоточенный во времени (ученик отвечает на протяжении урока).
Оценка тестов
При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала
балл
степень выполнения задания
«5»
87-100%
«4»
72 - 86%
«3»
58 – 71%
«2»
30 -57%
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки
учащихся.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за
соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев,
когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по
литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

• разнообразие словаря и грамматического строя речи;
• стилевое единство и выразительность речи;
• число речевых недочетов.
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного
и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов,
увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2
пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 - 3 - 2, 2 - 2 - 3; «3» ставится при соотношениях: 6 - 4 - 4 , 4 - 6 – 4.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно
написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразие используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 - 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых
недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4
пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические
ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы). При
оценке обучающихся работ учитывается:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок
или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью
аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по
количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению
учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам
для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть
доступными по содержанию учащимся данного класса.
Класс
10-11

Объем диктанта
до 200 слов
При подсчете слов учитываются как
самостоятельные, так и служебные слова.

Объём словарного диктанта
35 – 40 слов

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или
пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце
четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы
представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1
— 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 10– 11 классах — 24 различных
орфограммы и 15 пунктограмм.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее
чем на двух-трех предыдущих уроках).
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо
работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного
значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто
иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне
однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще;
колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое
(опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная
оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных
ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если
среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5
пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3»
за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6
пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8
пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел,
превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для
оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического,
грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении
оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учащихся
1. Бабайцева В. В. Русский язык: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. филологического профиля / В. В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2017-2019.
2. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие / Н. Г. Гольцова. И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2009.
3. Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов /А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
4. Пучкова Л.И., Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. - М.: Просвещение, 2019.
5. Цыбулько И.П.Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. -М. «Эксмо»,2019-2020
Литература для учителя.
1. Бабайцева В. В. Русский язык: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. филологического профиля / В. В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2017-2019.
2. Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
3. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. -М.: Просвещение, 1994
4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших
классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
5. ЕГЭ-2011. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. – М., 2019-2020.
6. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация.10-11 классы, - 3-изд.- М.: ООО «Тид «Русское слово – РС», 2007.
7. Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003
8. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003
9. Пучкова Л.И., Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. - М.: Просвещение, 2011.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».