Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса
Рабочая программа учебного курса обществознания предметная область «Общественные
науки» для 10-11класса составлена на основе:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст.12,13,15,16) ;
2.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011.
Регистрационный номер 19993;
3.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября
2010 №986 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 4 г. Регистрационный N
19682) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных
помещений»;
4.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012
года №413).
5.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 года №1645 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от
17 мая 2012 года №413.
Данная рабочая программа предполагает использование следующего УМК:
Авторской Программы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.Л. Рутковская.
Обществознание. Программы—10-11 классы– М.: Просвещение, 2019.
Обществознание: учеб. для учащихся 10 класс. общеобразовательных учреждений:
базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И ,А.Ю. Лазебниковой.] ; под ред. Л. Н.
Боголюбова . – 10-е изд. – М. : «Просвещение», 2019.
Обществознание: учеб. для учащихся 11 класс. общеобразовательных учреждений:
базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И ,А.Ю. Лазебниковой.] ; под ред. Л. Н.
Боголюбова . – 10-е изд. – М.: «Просвещение», 2019
Характеристика предмета.
Курс «Обществознание» для старших классов средней школы направлен на реализацию
нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т. е.
включает знания из различных отраслей науки (социальной философии, социологии,
экономической теории, политологии, правоведения, антропологии, психологии и др.) в
педагогически целесообразной целостной системе.
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты
изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование
общественных отношений. Изучение предмета Обществознание призвано содействовать
формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях
развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции.
Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные
навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная
дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественнополитической жизни. Акцентирует внимание обучающихся на современных социальных
явлениях.
Курс «Обществознание» 10 класса включает изучение 3 тем. Тема «Человек в обществе »
дает представление об обществе как сложной динамичной системе, характеризует
взаимосвязь и взаимозависимость природы и человека, раскрывает сущность понятия
«деятельность», анализирует процесс познания. Тема «Общество как мир культуры»
продолжают знакомить учащихся с духовной, экономической, социальной и политической
сферами жизни человека. На проблемном и уровне обсуждаются актуальные вопросы
современности. Тема «Правовое регулирование общественных отношений» рассматривает
вопросы права, что должно способствовать формированию правомерного поведения и
правовой культуры.
Цели и задачи данной программы:
Назначение курса — содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее
социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и
самореализации.
Цели обществоведческой подготовки состоят в том, чтобы, используя возможности
учебного предмета, способствовать формированию:
гуманистического мировоззрения, включающего убежденность в неповторимости,
уникальности каждой личности, в том, что жизнь — высшая ценность бытия; идеалы
гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса; признание значимости научных
знаний и методов познания действительности, готовность руководствоваться ими в
анализе и оценке общественных явлений; отношение к социальным регуляторам жизни,
нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития
человеческого сообщества;
необходимых моральных ориентиров, включающих так называемые простые
нормы нравственности, а также высшие социально-нравственные качества;
гражданственности, любви к Родине; политической и правовой культуры,
предусматривающей готовность и умение конструктивно действовать в условиях
демократии, политического плюрализма, становления правового государства;
экономической культуры, предполагающей потребность и умение активно
действовать в условиях экономической свободы, понимание тех требований к личности,
которые предъявляет изменяющаяся экономическая обстановка;
социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и
этнических отношений; толерантность к иному образу жизни и образу мыслей;
экологической культуры, включающей признание ценности природы, убеждение в
необходимости сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство
ответственности за судьбу природы, понимание неразрывной связи общества и природы;
умения получать социальную информацию из разнообразных источников и
самостоятельно ориентироваться в ней;
формирование указанных качеств личности, ее самосознания, идеалов, убеждений,
ценностных ориентации предполагает усвоение определенных знаний, выработку
соответствующих умений, овладение другими элементами культуры;
формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач
в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной
деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
формировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно
разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной
деятельности;
Реализация рабочей программы способствует:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к
самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин; ; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать
социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых
для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и
гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных
дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и
самообразования;
критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную
информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации,
систематизации полученных данных; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной
деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных
национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейнобытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук,
для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук
Курс формирует следующие умения и навыки:
В результате изучения обществознания ученик должен
знать / понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также
важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально - гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и
различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных
социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших
социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи
подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного
взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в
массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и
использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения
личной и гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями, социальным положением.
При изучении учебных предметов общественно- научной направленности задача развития
и воспитания личности обучающихся является приоритетной (для обучающихся с
расстройствами аутистического спектра приоритетной является задача социализации).
Планируемые результаты освоения содержания курса «Обществознание « в 1011классе.
Личностные результаты:
осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного
образования в современном обществе, готовность и способность овладеть новыми
социальными практиками, осваивать различные социальные роли;
мотивированность к эффективному социальному труду и постоянному
профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе
сферы деятельности;
ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах морали и требования
права, ограждающие идеалы общественного блага, укрепления государственности и
патриотизма, гражданского мира.
Метапредметные результаты изучения обществознания в старшей школе проявляются
в:
умении на основе полученных в курсе знаний о качествах личности и
самопознании адекватно оценивать себя: оценивать собственные способности,
устанавливать уровень притязаний, ставить адекватные возможностям цели, осуществлять
самопроверку, видеть связь между усилиями и достигнутыми результатом.
в умении на основе изученных в курсе моделей реализации типичных социальных
ролей решать проблемы, связанные с выполнением человеком определённой социальной
роли. (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определённой местности, члена
общественного объединения);
способности анализировать с опорой на полученные знания об общественных
отношениях конкретные жизненные ситуации выбирать и реализовывать способы
поведения, адекватные этим ситуациям;
ключевых навыках работы с информацией, её поиска анализа и обработки,
коммуникации и сотрудничества;
готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к
использованию полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное значение для
профессионального образования определённого профиля;
ключевых компетентностяхсформированных в курсе и имеющих универсальное
значение для различных видов деятельности (обобщённые способы решения учебных
задач, исследовательские, коммуникативные и информационные умения, умение работать
с разными источниками социальной информации).
Предметными результатами освоения на базовом уровне выпускниками полной средней
школы содержания программы по обществознанию являются:
понимание общества как целостной развивающейся системы в единстве и
взаимосвязи основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и
возможных перспектив общественного развития, умение выявлять причинноследственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов;
владение основными общественными понятиями и терминами как
познавательными средствами осмысления окружающей социальной действительности;
опыт использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и
социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных
альтернатив, связанных с выполнением типичных социальных ролей(гражданин, член
семьи, работник, собственник, потребитель);
умение извлекать социальную информацию из различных неадаптированных
источников, анализировать её, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса,
интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;
социальная самоидентификация личности обучающегося как гражданина России,
наследника традиций и достижений своего народа, современника и в ближайшем будущем
активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни;
мотивация к самостоятельному изучению общественных дисциплин, развитие
интереса к их проблематике;
умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических
ценностей: различать факты, суждения и оценки, их связь с определённой системой
ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
уважение ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений, осознание
глобальных проблем современности, своей роли в их решении.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание».
I.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Обществознание»
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
Выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в
контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования
в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую
многообразие и противоречивость социального развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации;
иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные
доходы;
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия
законов спроса и предложения;
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение
основных участников экономики;
различать формы бизнеса;
извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях
развития современной рыночной экономики;
различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи,
функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции
для экономики в целом и для различных социальных групп;
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;
определять причины безработицы, различать ее виды;
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в
области занятости;
объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения
экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их
роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
Выделять критерии социальной стратификации;
анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре
общества и направлениях ее изменения;
выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на
примерах социальные роли юношества;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
конкретизировать примерами виды социальных норм;
характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции
социального контроля;
различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия
отклоняющегося поведения для человека и общества;
определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с
точки зрения социальных норм;
различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов
их разрешения;
характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на
формирование института современной семьи;
характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном
обществе;
высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в
стране;
формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества,
объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным
проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задачи;
оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
Политика
Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической
деятельности;
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
раскрывать роль и функции политической системы;
характеризовать государство как центральный институт политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии;
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках,
роли в общественном развитии) демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать
ценностный смысл правового государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в
современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического
участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях,
связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с
реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать
собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных
обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать
способы защиты экологических прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях,
прогнозируя последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной
деятельности и повседневной жизни;
оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
характеризовать основные методы научного познания;
выявлять особенности социального познания;
различать типы мировоззрений;
объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании
природы человека и его мировоззрения;
выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни
общества и общественным развитием в целом;
выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и
перспективы общественного развития;
систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной
картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в
разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
выявлять противоречия рынка;
раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и
производителя;
оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
раскрывать фазы экономического цикла;
высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов
глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик;
давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных условиях;
анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения
социальных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных
конфликтов;
толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным
этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в
современном мире;
находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в
современном обществе;
выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе
анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой
на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
выделять основные этапы избирательной кампании;
в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного
самоуправления;
самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности
политических лидеров;
характеризовать особенности политического процесса в России;
анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в
разных сферах общественных отношений;
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия
закону;
характеризовать основные направления деятельности государственных органов по
предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в
противодействии терроризму.
Место учебного предмета в учебном плане школы.
Учебный план школы предусматривает изучение обществознания на базовом уровне в 10
классе за счет часов федерального компонента в объеме 70 часов (35 недель) из расчета 2
часа в неделю в течение года, в 11 классе за счет часов федерального компонента в объеме
68 часов (34 недели). Общее количество часов выделяемое на изучение предмета- 138.
Программа рассчитана на реализацию в течение 2020-2022 учебного года.
Содержание учебного курса 10 класс.
Глава 1. «Человек в обществе» (19 часов).
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и
культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная
система. Взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер жизни общества.
Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической,
социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценностные
ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ
существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности.
Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы,
влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение.
Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира:
чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие
форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание
Глава 2.«Общество как мир культуры» (16 часов).
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности
культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой
информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого.
Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории.
Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь.
Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции
духовной жизни современной России.
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как
основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние
экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое
поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность
хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Многообразие социальных норм. Дивеантное поведение, его причины и профилактика.
Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности.
Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты.
Национальная политика. Культура межнациональных отношений. современном обществе.
Бытовые Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие
социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. Социальные
процессы в современной России.
Глава 3. «Правовое регулирование общественных отношений » (32 часа).
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие
норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность.
Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданин, его права и обязанности.
Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и
обязанности налогоплательщика. Экологическое право. Право граждан на благоприятную
окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические
правонарушения. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные
права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные
права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных
прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения
брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок
оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной
юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности
уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в
условиях мирного времени.
Содержание учебного курса 11класc.
Глава 1. Экономическая жизнь общества (27часов).
Экономика как подситема общества. Роль экономики в поддержании жизнедеятельности
общества. Связь экономики с другими сферами общественной жизни. Экономика и
уровень жизни. Экономическая наука. Уровни изучения экономических проблем:
макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика. Экономика как хозяйство.
Экономические отношения и интересы. Экономическая деятельность и ее измерители.
Понятие ВВП. Экономическая свобода и социальная ответственность участников
экономической деятельности. Тенденции экономического развития современной России.
Экономический рост и пути его достижения. Формы экономического роста.
Экономическое развитие. Экономический цикл. Основные фазы экономического цикла.
Принципы циклического развития экономики. Рыночная экономика. Механизм
ценообразования в условиях рынка. Законы спроса и предложения. Конкуренция и
монополия. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Многообразие рынков. Рынок труда. Безработица и занятость. Виды безработицы и ее
социально-экономические последствия. Роль капитала. Современный рынок. Роль и
функции предпринимательства в обществе. Организационно- правовые формы бизнеса.
Фирма в экономике: источники финансирования, факторы производства и факторные
доходы, издержки и прибыль. Основы маркетинга. Принципы менеджмента.
Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты.
Фискальная и монетарная политика. Налоговая система РФ, Налоги, уплачиваемые
предприятиями. Государственная политика в области занятости населения.
Финансы финансовые институты. Банковская система. Функции банков. Банковские
операции. Инфляция: виды и причины. Последствия инфляции для экономики.
Экономическая культура личности. Экономические интересы людей как отражение их
экономических отношений. Деловая этика. Экономическая свобода и социальная
ответственность личности. Рациональное поведение основных участников экономики.
Международные экономические отношения. мировая экономика. Международная
торговля. Экспорт и импорт. Внешнеторговая политика государства и методы ее
регулирования. Протекционизм и свободная торговля: преимущества и недостатки.
Глобальные экономические проблемы. Тенденции общемирового экономического
развития.
Глава 2. Социальная сфера (17 часов).
Структура общества. Социальная стратификация. Виды социальных групп. Этнические
группы. Этнические отношения. Нация как социальная общность. Межнациональные
причины и их причины. Основные признаки присущие национализму.
Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Демографическая
субкультура. Демографическая структура современного общества. Социальное
неравенство. Положение индивида в обществе. Виды социальных статусов. Социальные
роли и ролевое поведение личности. Социальная мобильность и ее виды. Социальные
лифты. Миграционные процессы и связанные с ним проблемы. Социальные конфликты и
пути их решения.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение и его виды. Социальный контроль, его
элементы и формы. Типы социальных санкций.
Семья как социальный институт. И малая группа. Исторические типы семьи. Роль семьи в
жизни личности и развитии общества. Тенденции развития семейных отношений.
Воспитание детей в семье.
Гендер. Гендерные стереотипы и гендерное воспитание. Изменение роли женщины в
современном обществе.
Глава 3. Политическая жизнь общества (21час).
Политика – условие сохранения целостности общества. Политическая власть.
Политическая деятельность. Субъекты и объекты политической власти. Политическая
система общества. Институциональное измерение политики. Политические институты
современного общества. Государство как центральный институт политической системы.
Функции государства в условиях глобализации. Взаимодействие правового государства и
гражданского общества. Государственная власть в РФ: политическая роль и функции
Президента, высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Политическое многообразие демократического общества. Общественные объединения в
политике (политические партии, общественно-политические движения). Демократические
выборы. Типы избирательных систем. Избирательная компания. СМИ как политический
институт. Информационная война.
Ценностное измерение политики. Ценности в политики: факторы формирования и
социальная роль. Демократические политические ценности российского общества:
политические свободы, права человека, гражданственность, патриотизм, Политическая
социализация в современном мире. Политическая культура. Типы политической
культуры. Политическая культура демократического общества. Политическое сознание
как форма общественного сознание. Политическая идеология как отражение
политических ценностей политическая психология.
Человек в мире политики. Политическое участие и его формы. Политическое поведение
личности и социальной группы. Социальные регуляторы политического поведения.
Политические движения социальных групп и общностей. Политический экстремизм и
терроризм.
Политическое лидерство и политические элиты. Типы лидерства. Функции политического
лидера в демократическом обществе. Политика и этика в деятельности политического
лидера. Политическая элита и ее функции. Моральные требования общества к
политической элите.
Политический процесс. Международная политика. Мировая политика. Национальная
безопасность. Роль России в мирровой политике/
Критерии оценивания
Критерии оценивания (тестирование).
Тесты оцениваются в школьных отметках («5», «4», «3», «2»). Обучающиеся должны
усвоить, что задание должно быть выполненным не менее чем на 51 %.
Отметка «5» выставляется за 100% – 90% выполнения работы,
Отметка «4» выставляется за 84% – 68% выполнения работы,
Отметка «3» выставляется за 67% – 51% выполнения работы,
Отметка «2» выставляется за 50% и менее.
Перечень контрольных работ в 10 классе.
1.Контрольная работа по главе «Человек в обществе».
2. Контрольная работа по главе «Общество как мир культуры».
3. Контрольная работа «Правовое регулирование общественных отношений».
4. Контрольная работа за 2020-2021учебный год
Учебно-методическое обеспечение.
Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников
под редакцией Л.Н.Боголюбова. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразовательных
организаций: базовый уровень/ А.Ю. Лазебникова, Н.И. Рутковская.- М: Просвещение,
2019.
Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 10 класс: учеб.
пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень/[Л. Н. Боголюбов и
др.].-М. Просвещение,2020.
Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 11 класс: учеб.
пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень/[Л. Н. Боголюбов и
др.].-М. Просвещение,2020.
Обществознание : учеб. для учащихся 10 класс. общеобразовательных учреждений
: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И ,А.Ю. Лазебниковой.] ; под ред. Л. Н.
Боголюбова . – 10-е изд. – М. : «Просвещение», 2019.
Обществознание : учеб. для учащихся 11 класс. общеобразовательных учреждений
: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И ,А.Ю. Лазебниковой.] ; под ред. Л. Н.
Боголюбова . – 10-е изд. – М. : «Просвещение», 2019.
Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией
Л.Н.Боголюбова: / сост. С.Н. Степанько.- Волгоград: Учитель, 20
Дополнительная литература для ученика и учителя.
Алексеев. Д. Краткий справочник по обществознанию / Д. Алексеев. –СПб,2013.
Анишина В.И. Обществознание без шпаргалки: учеб. пособие для школьников и
абитуриентов/ В. И. Анишина, С.А. Засорин.- М.,2008.
Барабанов В.В. Справочник школьника. Обществознание/ В.В. Барабанов, И.П. НасоноваСПб., 2013.
Бочков Б.А. Обществознание: 100 вопросов и ответов / Б.А. Бочков, Н. А. ФедоровМ.,2006.
Брандт М.Ю. Обществознание: понятия и термины/ Брандт М.Ю.-М., 2014.
Волков Ю.Г. Человек: энциклопедический словарь/ Волков Ю.Г, В.С. Поликарпов –М.,
2000.
Домашек Е.В. Все темы по обществознанию: мини- справочник/ Е.В.Домашек.-М.,2015.
Домашек Е.В. Обществознание в таблицах и схемах / Домашек Е.В,О.В. Вильчинская ,
А.В. Чагина.- Ростов-нааа-Дону,2013.
Калачева Е.Н. ГИА.Практикум по обществознанию. Подготовка к выполнению заданий
уровня В и С/Е.Н.Калачева.-М.,2014.
Клименко А.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в
ВУЗы /А В. Клименко, В.В.Румынина- М.,2010.
Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание. Полный курс. Самостоятельная подготовка к
ЕГЭ /А.Ю.Лазебникова, М.Ю.Брандт.-М.,2017.
Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под ред. П.А. Баранова
,А.В.Воронцова , С.В.Шевченко.- М.,2010.
Черникин П.А. обществознание в впросах и ответах /П.А. Черникин.-М.,2016.
Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы/под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И.
Аверьянова.- М., 2016.
Темы для самостоятельной и проектной деятельности учащихся.
1.Предприятия различных форм собственности. В нашем регионе: какие работают лучше.
2. Финансовые пирамиды 1990-х: причины появления и последствия.
3. Молодежный бизнес: условия успеха.
4. Перспективные производства нашего региона.
5. Молодежь на рынке труда. Как не оказаться безработным?
6. Влияние вступления России в ВТО на экономическое развитие страны.
7. Представления людей о социальной справедливости в прошлом и сегодня.
8. Что может побороть вредные привычки в молодежной среде?
9.Многообразие социальных интересов. Исследование по материалам СМИ интересов
представителей различных социальных групп.
10. Влияние общества на семью: калейдоскоп примеров.
11. как зарождаются семейные традиции (на примере совей семьи или семей друзей или
знакомых).
12. Как изменится семья в будущем: наш социальный прогноз.
13. Представления о гендерных ролях у современных старшеклассников и поколения их
родителей: что изменилось?
14. Этнонациональный портрет нашего региона: что помогает нам лучше понимать друг
друга.
15.Современные политические лидеры: портреты на фоне эпохе.
16.Предвыборная программа главы муниципалитета: обещания и их реализация.
17.Политическая культура старшеклассников: идеал, действительность и программа
совершенствования.
18. Плюсы и минусы ученического самоуправления в нашей школе.
19. Политические организации в нашем регионе и их влияние на общественную жизнь.
20. СМИ: зеркало политической жизни или активный субъект политики?
Интернет-ресурсы.
1.
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
2.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm – Образовательные ресурсы Интернета –
3.
Обществознание
4.
http://www.ant-m.ucoz.ru/ – «Виртуальный кабинет истории и обществознания»
5.
http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд»
6.
http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»
7.
http://www.hpo.org – Права человека в России
8.
http://www.president.kremlin.ru/ – Президент РФ
9.
http://www.rsnet.ru – Официальная Россия (сервер органов государственной власти
РФ)
10.
МегаэнциклопедияMEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/
11.
Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М., Новый диск, 2004.
12.
Рубрикон. http://www.rubricon.ru/
13.
Учебное электронное издание. Обществознание. Практикум. 2006.
14.
Школа. Экономика и право. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М., 1С, ВитаПресс, Дрофа, Физикон, 2006.
15 .http://www.consttitution.ru/-сайт «Конституция Российской Федерации».
16. http://www.hro.org/- международные документы по правам человека.
17. http://www.garant.ru/- правовая база данных «Гарант».
18. http://www.gov.ru/- портал федеральных органов государственной власти РФ. Сайт
Президента РФ, правительства, Совета Федерации,
Государственной Думы, ЦИК, высших органов судебной власти.
19. http:// be.economikus.ru/- основы экономики. Электронная версия учебника по
вводному курсу экономики.
20. http:// socionet.ru/- Соционет : информационное пространство по общественным
наукам.
21.http://obudsman/gov.ru/- уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
Официальный сайт.