Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса разработана на основе
следующей нормативно-правовой базы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры
Государственного образовательного стандарта»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Примерная программа по предмету (авторской программы предметной линии учебников под
редакций Максаковский В.П. География. 10-11 классы). Просвещение, 2012).
Образовательной программе основного общего образования ЧОУ СОШ «Алые паруса»;
Учебному плану ЧОУ СОШ «Алые паруса»;
Федеральному перечню учебников;
Положению о рабочей программе.
Цели и задачи курса:
Главной целью изучения курса является формирование у учащихся систематизированного
целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования
политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном
функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственнокультурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса «Экономическая и социальная
география мира»:
сформировать систему географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных
уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;
методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа
природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и
проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать
чувство патриотизма, толерантности, уважения к другим народам, бережного отношения к
окружающей среде;
вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им
самостоятельно находить и применять географическую информацию, включая карты,
1
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для
правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира,
тенденций их возможного развития;
добывать информацию географического характера по данному курсу, анализировать
процессы и явления современного мира;
использовать в практической деятельности и повседневной жизни разнообразные
географические методы, знания и умения.
Содержание курса географии 10-11 классов обеспечивает выполнение поставленных задач.
В программе представлен перечень практических работ и иных форм работы, которые нацеливают
учащихся на активное, деятельностное изучение программного материала.
Общая характеристика курса географии
Программа и содержание курса географии 10-11 классов разработаны в полном соответствии
со стандартом среднего общего образования базового уровня.
Содержание курса отвечает фундаментальному ядру содержания образования в части «География» и
реализует идеи Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России.
Данный курс посвящен изучению географии современного мира с упором на выявление места и роли
в нем России.
География — дисциплина, синтезирующая естественное и общественное направления в науке.
Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел
выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным
введением обобщений и на их основе — теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.
Темы раздела «Общий обзор современного мира» — «Природа и человек в современном мире»,
«Население мира», «Мировое хозяйство и география отдельных отраслей» — создают
теоретическую базу для последующего изучения регионов, субрегионов и отдельных стран.
Теоретические положения применяются и конкретизируются в региональной части курса.
В региональной части курса группировка регионов и стран построена на основе принципа
географической смежности.
Важно обратить внимание на место изучения традиционно завершающей темы «Глобальные
проблемы человечества». Усвоение основных глобальных проблем рассматривается в
соответствующих разделах курса. Так, демографическая проблема изучается в теме «Население», а
пути решения проблемы отсталости ряда стран усваиваются в региональном блоке. В завершении
курса глобальные проблемы структурируются и обобщаются. Таким образом, учащиеся имеют
возможность видеть результаты взаимодействия общества и природы в современных условиях.
В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы:
принцип доступности, принцип системности, принцип научности.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных
ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными
особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и
развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития
политических, экономических и социальных процессов, происходящих в современном мире,
открывает возможность для осмысленного восприятия всего, что происходит вокруг. Система
учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной
культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию
личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
2
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики:
необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество,
нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на
передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к
самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику
адаптироваться в мире, где объем информации, растет в геометрической прогрессии, где социальная
и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям,
самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к
делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному
взаимодействию с людьми.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический,
дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. В качестве основных форм организации учебной
деятельности целесообразно использовать лекции, семинары, практикумы, зачеты и т. д. Большое
внимание целесообразно уделять практическим работам. Кроме этого, необходимо помнить о
принципиально новом построении материала в учебнике, в связи с этим большое внимание следует
уделить организации работы с учебником. Знания и практические умения, приобретенные
учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности,
толерантного отношения и уважения к другим народам и культурам.
Место курса географии в базисном учебном плане
Курс «География. 10—11 классы. Базовый уровень» является завершающим курсом. В
соответствии с учебным планом курсу географии на ступени среднего (полного) общего образования
предшествует курс географии основной школы. Содержание курса географии 5—9 классов является
базой для изучения общих географических закономерностей, гипотез, теорий и основой для
уровневой и профильной дифференциации в старшей школе.
На изучение курса географии в 10—11 классах отводится 68 ч (по 1 ч в неделю).
Учебно-методическое пособие: автор: Максаковский В.П. , География. 10-11 классы, издательство
Просвещение -2012 г..
Применяемые технологии: проблемное обучение, коммуникативное обучение, проектноисследовательская технология, технология учебной деловой игры, информационнокоммуникативное обучение, групповые технологии, здоровьесберегающие технологии.
В рамках изучения предмета используются в большей мере активные и интерактивные методы
обучения (метод проектов, проблемный, эвристический, исследовательский, модульного обучения и
др.) Наиболее распространенные разновидности активных методов обучения:
Дидактические игры;
Анализ конкретных ситуаций;
Решение проблемных задач;
Обучение по алгоритму;
Мозговая атака и пр.
Виды самостоятельной работы учащихся:
Использование статистической информации разной формы и содержания;
Обработка, анализ и представление статистической информации
картографической и текстовой форме;
Работа с картографическими и статистическими данными карт атласа;
в
графической,
3
Составление экономико-географической характеристики отрасли мирового хозяйства,
используя картографические источники информации;
Сравнение социально – экономических объектов, процессов и явлений;
Работа на контурных картах, подготовка сообщений, презентаций по заданной теме,
используя различные источники географической информации.
Исследовательская, проектная деятельность
Примерная тематика творческих работ и проектов
1.Мировые природные ресурсы и проблемы рационального природопользования.
2.Освоение богатств Мирового океана и охрана природных комплексов океана, как глобальная
проблема человечества.
3.Рекреационные ресурсы земного шара и индустрия туризма.
4.Загрязнение окружающей среды обитания как глобальная проблема человечества.
5.Сырьевая проблема как глобальная проблема человечества.
6.Энергетическая проблема как глобальная проблема человечества.
7.Демографическая проблема как глобальная проблема человечества.
8.География религий. Влияние религий на экономические и социальные проблемы мира.
9.География внешних миграций мира в XX веке.
10.Национальные проблемы в отдельных странах. Пути и методы решения.
11.Урбанизация как всемирный процесс. Современный этап и прогнозы на будущее.
12.География крупных мегаполисов мира.
13.Экономическая интеграция в Европе.
14.Топливно-энергетическая проблема мира: основные тенденции развития, районы размещения,
экологические проблемы.
15.География мирового сельского хозяйства: основные тенденции развития, районы размещения,
экологические проблемы.
16.Продовольственная проблема мира. Сущность, возможные пути решения.
17.Транспортная система мира. Еѐ значение в формировании мирового хозяйства.
18.нетрадиционные источники энергии и их использование человеком.
19.Международные программы по охране природных ресурсов.
20.Особенности урбанизации в различных странах мира.
21.География христианства в современном мире.
22.Историко-географический анализ транспорта мира: от телеги до аэробуса.
23.Микрогосударства Европы.
24.Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.
25.Динамика численности населения в XX веке, региональные отличия.
26. особенности современного международного разделения труда.
27.Экстенсивное и интенсивное Сельское хозяйство в современном мире.
28.Внешнеполитические связи России с зарубежными странами.
29.Типологические особенности развитых и развивающихся стран современного мира.
30.Сравнительная характеристика трех «регионов слаборазвитости» в мире: Азии, Африки,
Латинской Америки.
31.Современный экономический кризис и экономика
Описание ценностных ориентиров
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного
российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой
связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и
интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках
4
1.
2.
3.
4.
5.
системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития
и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у учеников основной школы
должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель
планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее
народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства
Земли, материков, их крупных районов и стран;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно
противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед
современниками и будущими поколениями;
уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу
жизни российского и других народов, толерантность;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения
и рационального использования.
Планируемые результаты освоения курса географии
В процессе обучения географии в 10-11 классах предусмотрено достижение учащимися следующих
личностных результатов:
1) Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, готовности к служению Отечеству,
его защите; гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
2) Осознание себя как активного и ответственного члена российского общества,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
4) Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) Формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5
6) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
7) Воспитание нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
8) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного
отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
9) Формирование осознанного подхода к выбору будущей профессии и возможностям
реализации собственных жизненных планов; отношения к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
10) Формирование экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
Также предусмотрено достижение метапредметных результатов, таких как:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
6
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Достижение предметных результатов – знаний, умений, компетентностей, характеризующих
качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета на базовом уровне,
предусматривает:
1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении
важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о
динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом
пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах
экологических проблем.
Содержание курса географии
10 класс
Введение (1 ч)
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований.
Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая
номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения
географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы
получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная
обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки
и представления пространственно-координированных географических данных
Современная политическая карта мира (5 ч)
Формирование политической карты мира. Современная политическая карта мира как итог
нескольких тысячелетий её формирования. Изменения политического облика мира на рубе- же
XX—XXI вв. Распад СССР. Количественные и качественные сдвиги на карте мира.
Государство — главный объект политической карты. Тер- ритория и границы государства.
Делимитация и демаркация гра- ниц. Международные территории и территории с неопределён- ным
статусом. Формы правления государств — монархическая и республиканская. Формы
государственного устройства — уни- тарные и федеративные государства. Основные типы стран;
кри- терии их выделения.
7
Политическая география и геополитика. Территориальная дифференциация политических явлений и
процессов. Основные политические и военные союзы в современном мире. Организа- ция
Объединённых Наций, её структура и роль в современном мире. Специфика России как
евразийской страны.
Практическая работа
1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
География мировых природных ресурсов (5 ч)
Освоение человеком планеты Земля. Познание глубокой связи между человечеством и природой —
миссия географической науки. Эволюция природы до появления человека. Географическая оболочка
Земли — сфера взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и
биосферы и среда жизни человека. Взаимоотношения людей с природой на разных этапах
развития цивилизации. Индустриализация и природопользование. Возрастание антропогенного
давления на Землю в ХХ—XXI вв. Техногенез, его нынешние и будущие возможные последствия.
Учение о ноосфере — В. И. Вернадский. Стремительное расширение границ ойкумены. Освоение
пустынных и полупустынных районов Африки, Азии, Австралии. Вовлечение в хозяйственный
оборот арктических и субарктических районов — приполярных территорий на Севере России,
Канадском Севере, Аляске. Освоение предгорных и горных районов мира. Освоение шельфовых
акваторий Мирового океана. Естественный, антропогенный, культурный ландшафты.
Природные ресурсы и развитие стран. Многозначность понятия «ресурсы». Связь природных и
экономических ресурсов. Человек как связующее звено между природными и экономическими
ресурсами. Роль природных ресурсов в жизни общества. Виды природных ресурсов,
ресурсообеспеченность. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Обеспеченность стран
стратегическими ресурсами — нефтью, газом, ураном, рудными ископаемыми и др. Природноресурсный потенциал России. Земельный фонд мира, его структура. Обеспеченность человечества
пресной водой, понятие о «водном голоде» на планете. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их
использования. Лесные ресурсы, их размещение по природным зонам и странам; масштабы
обезлесения. Роль природных ресурсов Мирового океана в жизни человечества; марикультура.
Другие виды природных ресурсов. Истощение природных ре- сурсов. Ресурсосберегающая,
малоотходная и энергосберегающая технологии. Утилизация вторичного сырья. Возможности
России в развитии прогрессивных технологий.
Практическая работа
3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору)..
География населения мира (6 ч)
Современная демографическая ситуация. Рост населения Земли — от медленного до ускоренного.
Суть и причины «демографического взрыва» в ХХ в. Численность и размещение населения в разных
регионах и странах мира. Депопуляционные процессы в развитых странах. Демографическая
ситуация в России. Демографическая политика.
Структура населения. Возрастно-половой состав населения мира. Расовый, этнический,
религиозный, языковой, социальный состав населения мира, крупных стран и регионов. Особенности
уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. Индекс развития
человеческого потенциала (ИЧРП).
Миграции. Миграции населения — внутренние и внешние. Современные миграционные процессы в
мире. Острая проблема социальной адаптации иммигрантов (Западная Европа, Россия и т. д.).
Понятие мультикультурализма.
Занятость и расселение. Занятость населения мира, крупных стран и регионов. Расселение населения.
Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и
регионов мира. Судьба мегалополисов.
География религий. Взаимосвязь культур и религий. Территориальное распространение
христианства, ислама, буддизма, крупных национальных религий.
Современные цивилизации. Географические рубежи современных цивилизаций. Цивилизации Запада
и цивилизации Востока. Культурные районы мира. Глобализация и судьбы локальных культур.
Вклад России в мировую культуру.
8
Практическая работа
4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
НТР и мировое хозяйство (5 ч)
Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное
географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.
Факторы размещения производительных сил.
География отраслей мирового хозяйства (9 ч)
Мировая экономика. Отраслевая и территориальная структура мировой экономики. Динамика и
тенденции её развития в начале XXI в. Четыре сектора мировой экономики.
Социально-экономические модели стран. Государства аграрные, аграрно-сырьевые, индустриальные,
постиндустриальные. Развитые и развивающиеся страны. Государства — центры экономической
мощи и «аутсайдеры»; «полюсы» бедности; высокоразвитые страны Западной Европы; страны
переселенческого типа; новые индустриальные страны; страны внешнеориентированного развития.
География важнейших отраслей. Добывающая и обрабатывающая промышленность. Сельское
хозяйство. Транспорт. Сфера услуг. Информационная, консалтинговая и научная деятельность.
Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации стран и
регионов мира. Экономическая интеграция в современном мире. Круп- нейшие международные
отраслевые и региональные союзы в экономической сфере (ЕС, НАФТА и др.). Крупнейшие мировые фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Внешние связи — экономические, научнотехнические. Производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ).
Международная торговля — основные направления и структура.
Главные центры мировой торговли.
Глобализация мировой экономики. Место России в глобальной экономике.
Практическая работа
5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
Глобальные проблемы человечества (2+1 ч)
Глобальные процессы. Глобальные процессы и человечество. Континентальные, региональные,
зональные, локальные прояв- ления глобальных процессов. Понятие о глобальных проблемах
современности — естественно-научных и общественных. Старые и новые глобальные проблемы.
Приоритетные глобальные проблемы. Энергетическая, сырьевая, продовольственная,
демографическая, экологическая проблемы. Проблема отсталости. Характер, масштабы, острота,
региональные проявления глобальных проблем.
Геоэкология — фокус глобальных проблем человечества. Об- щие и специфические экологические
проблемы разных регионов Земли. Взаимосвязь глобальных проблем человечества, наиболее
прочные звенья, связывающие их воедино. Возможные пути ре- шения («смягчения») глобальных
проблем. Место и роль Рос- сии в появлении, обострении и возможном решении (смягче- нии)
отдельных глобальных проблем. Необходимость переоценки человечеством некоторых ранее
устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Роль
географии в исследовании глобальных проблем человечества
11 класс
Регионы и страны мира (3 часа)
Географические регионы. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального
деления мира. Культурно- исторические регионы мира, их основные характеристики.
Географические особенности стран и регионов. Специфические и типологические черты стран и
регионов, играющих видную роль в функциональном механизме мировой политики и экономики.
Общая характеристика Зарубежной Европы (5 ч)
9
Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны
Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия- ведущие страны мира.
Практическая работа
1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой
семерки».
Общая характеристика Зарубежной Азии. (5 ч)
Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия.
Австралийский Союз.
Практическая работа
2. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
3. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связиАвстралийского
Союза, объяснение полученного результата.
Общая характеристика Африки (4 ч)
Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона.
Субрегионы Северной и Тропической Африки.
Австралия и Океания( 1 ч.)
Общая характеристика Австралийского Союза и Океании.
Северная Америка (5 ч)
Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада.
Практическая работа
4. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников
загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.
5. Составление характеристики Канады.
Латинская Америка (4 ч)
Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской Америки.
Бразилия.
Россия в современном мире (6 ч)
Россия на карте мира и в системе международных отношений. Геополитическое положение России.
ПРП страны. Население России. Количественные и качественные характеристики населения. Место
России в мировом хозяйстве.
Глобальные проблемы человечества (4 ч)
Глобальные процессы. Глобальные процессы и человечество. Континентальные, региональные,
зональные, локальные прояв- ления глобальных процессов. Понятие о глобальных проблемах
современности — естественно-научных и общественных. Старые и новые глобальные проблемы.
Приоритетные глобальные проблемы. Энергетическая, сырьевая, продовольственная,
демографическая, экологическая проблемы. Проблема отсталости. Характер, масштабы, острота,
региональные проявления глобальных проблем.
Геоэкология — фокус глобальных проблем человечества. Об- щие и специфические экологические
проблемы разных регионов Земли. Взаимосвязь глобальных проблем человечества, наиболее
прочные звенья, связывающие их воедино. Возможные пути ре- шения («смягчения») глобальных
проблем. Место и роль Рос- сии в появлении, обострении и возможном решении (смягче- нии)
отдельных глобальных проблем. Необходимость переоценки человечеством некоторых ранее
устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Роль
географии в исследовании глобальных проблем человечества
10
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
Базовый уровень
8 класс
Наименование темы
№
Введение. Современная
политическая карта мира
Природа и человек в современном
мире
1
2
Глобальные проблемы
человечества
География население мира
НТР и мировое хозяйство
Итоговое за курс 10 класса
контрольное обобщение
3
4
5
6
Итого:
9класс
Наименование темы
1
2.
3
4.
5
6
7.
8
8
Количество
часов
3
Из них
теории
3
практики
1
7
3
1
1
7
15
1
3
2
1
5
3
34
17
14
Количество
часов
Общая характеристика регионов
и стран мира
Общая характеристика
Зарубежной Европы
Общая характеристика
Зарубежной Азии
Северная Америка
Латинская Америка
Австралия и Океания
Общая характеристика Африки
Россия в современном мире
Глобальные проблемы
человечества
Итого:
5
Из них
3
теории
3
практики
2
5
5
2
5
5
4
6
5
2
4
1
3
4
3
2
3
3
3
1
1
34
16
18
1
1
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
Базовый уровень
8 класс
11
№
Наименование темы
Количество
часов
Из них
теории
практики
1
Введение. Современная
политическая карта мира
3
3
1
2
Природа и человек в современном
мире
7
3
5
3
Глобальные проблемы
человечества
1
1
4
География население мира
7
3
5
5
НТР и мировое хозяйство
15
2
3
6
Итоговое за курс 10 класса
контрольное обобщение
1
1
34
17
Итого:
14
9класс
Наименование темы
Количество
часов
Из них
теории
практики
1
Общая характеристика регионов
и стран мира
3
3
2
2.
Общая характеристика
Зарубежной Европы
5
5
2
3
Общая характеристика
5
5
4
Зарубежной Азии
4.
Северная Америка
6
4
1
5
Латинская Америка
5
3
1
6
Австралия и Океания
2
2
7.
Общая характеристика Африки
4
3
1
8
Россия в современном мире
1
3
1
8
Глобальные проблемы
человечества
3
3
34
16
Итого:
18
12
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК МЕТОДИЧЕСКИХ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ:
№ п/п
1.
Автор
Бахчиева О.А.
А.Ф. Романова
2.
3
4
Карасев С.А.
5
Шатных А.В.
6
Название книги
Экономическая и социальная
география мира. Учебник для
общеобразовательных
учреждений. Под редакцией
В.П. Дронова.
Нестандартные уроки в школе:
География. У нас в гостях
Япония.
Атлас мира. Карты, цифры и
факты.
Политическая карта мира.
Методические рекомендации к
проведению уроков
Современный урок географии.
Методические разработки
уроков географии в 10 11классе.
Атлас по экономической и
социальной географии для 10
класса.
МЕДИАРЕСУРСЫ:
Выходные данные
М.: Вентана-Граф,2013.
Волгоград,
2009
М, Олма-Пресс, 2004
Саратов, Лицей, 2010
М.: Школьная пресса, 2002
Изд-во «Дрофа», «АСТпресс»
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии. 10 -11 класс.
Учебное электронное издание. Экономическая и социальная география мира. 10 -11 класс.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ:
GeoPort.ru: страноведческий портал. www.geoport.ru
GeoSite – всё о географии. www.geosite.com.ru
Библиотека по географии. Географическая энциклопедия.
География. Планета Земля.
География.ру: страноведческая журналистика. www.geografia.ru
Сайт «Все флаги мира». www.flags.ru
Страны мира: географический справочник. geo.historic.ru
www.geoman/ru
www.rgo.ru
13
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт
атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим
их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки,
речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а
также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это
поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте
нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным
заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может
быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические
материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в
легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по
параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров
других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
14