Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 10 – 11 классов (базовый уровень) составлена на
основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ принят 21 декабря
2012);
2. Фундаментального ядра содержания общего образования (2009);
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.2012 № 413)
4. Примерная основная образовательная
программа среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно- методического
объединения по общему образованию. Протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
5. В основу данной рабочей программы положена авторская программа к линии УМК
В.И. Сивоглазова: учебно-методическое пособие / В.И. Сивоглазов — М.: Дрофа,
2017.
6. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях (Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.2.2821-10).
7. Основная образовательная программа основного общего образования ЧОУ СОШ
«Алые паруса» г. Хабаровска .
8. Учебный план ЧОУ СОШ «Алые паруса» г. Хабаровска .
Программа включает следующие разделы:
Пояснительная записка, где охарактеризован вклад предмета в достижение целей
среднего общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты
изучения предмета биологии на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и
предметном; дается общая характеристика курса, его места в учебном плане, описаны
ценностные ориентиры содержания учебного предмета. В пояснительной записке указаны
также основные формы образовательного процесса, технологии обучения.
Основное содержание, где представлено изучаемое содержание, разбитое по темам.
В конце каждой темы приведены метапредметные и предметные результаты обучения, а
также личностные результаты обучения.
Тематическое планирование, в котором дан перечень тем курса и число учебных
часов, отводимых на изучение каждой темы, указаны лабораторные работы и
практические работы по каждой теме – т.е. отражены те моменты, которые составляют
специфику предмета биология.
Планируемые результаты учебной деятельности
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА БИОЛОГИИ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ
В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет
занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины
мира, биологической и экологической грамотности, необходимой для повседневной
жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа
жизни, а также в воспитании экологической культуры, формировании собственной
позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников.
Успешность изучения учебного предмета связана с овладением основными
понятиями биологии, научными фактами, законами, теориями, применением полученных
знаний при решении практических задач.
В соответствии с ФГОС СОО биология может изучаться на базовом и углубленном
уровнях. Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение
общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. На базовом уровне
изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения практического применения
научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных,
математических и гуманитарных наук.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В
соответствии
с
федеральным
учебным
планом
для
среднего
(полного) общего образования и в соответствии с учебным планом школы программа
рассчитана на преподавание курса биологии в 10 и в 11 классах в объеме 1 час в неделю.
Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся
непрофилированной средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение биологии в
средней школе на базовом уровне требований содержания образования и, в то же время,
дает возможность ученикам, интересующимся биологией, развивать свои способности при
изучении данного предмета.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Жесткий лимит времени, отведенный на изучение биологии на базовом уровне, и
соответствие образовательному стандарту определили тщательный отбор содержания
курса биологии, который позволит:
сохранить достаточно целостный и системный курс биологии, который
формировался на протяжении десятков лет, как в советской, так и в российской школе;
освободить курс от излишне теоретизированного и сложного материала, для
отработки которого требуется немало времени;
включить в курс материал, связанный с повседневной жизнью человека, с
будущей профессиональной деятельностью выпускника.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает
изучение курса биологии в средней школе как составной части предметной области
«Естественнонаучные предметы».
В учебном плане средней школы биология включена в раздел «Содержание,
формируемое участниками образовательного процесса». Эта программа по биологии (10,
11 классы) для среднего общего образования на базовом уровне составлена из расчета 1
час в неделю в объеме 70 учебных часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ
Деятельность учителя в обучении биологии в средней школе направлена на достижение
обучающимися следующих личностных результатов:
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
Реализация установок здорового образа жизни;
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к
живой природе.
Метапредметными результатами освоения программы по биологии будут:
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
Умение работать с различными источниками биологической информации, в том
числе её анализ, оценивание, преобразование её из одной формы в другую;
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровье своему и окружающих;
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать различные точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и
бактерий; организма человека, видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен
веществ и превращение энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот
веществ и превращение энергии в экосистемах);
Приведение доказательств (аргументации) родства человека с млекопитающими
животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья
человека от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей
среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧинфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и
простудных заболеваний;
Классификация – определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и
животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных
организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для
сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявление
наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов
человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и
систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и
классов; наиболее распространённых растений и домашних животных; съедобных
и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде
обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов
риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4.В сфере физической деятельности:
Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, отморожениях,
травмах, спасения утопающего; рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и одомашненных животных,
ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5.В эстетической сфере:
Овладение умениями оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основной формой организации учебного процесса является урок в рамках классноурочной системы. В качестве дополнительных форм используется система
консультационной
поддержки,
дополнительных
индивидуальных
занятий,
самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных
технологий, внеурочная деятельность по предмету.
Общие формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая,
коллективная, фронтальная, которые реализуются на уроке, в проектно-исследовательской
работе, на семинарах, конференциях, экскурсиях, при проведении лабораторных опытов и
практических работ, на занятиях элективных и спецкурсов и т.д.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формированию необходимых ключевых компетенций способствует использование
современных образовательных технологий или элементов этих технологий:
технологии проблемного обучения;
технология обучения на примере конкретных ситуаций;
технология развивающего обучения;
технология РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо);
технология проектной и исследовательской деятельности учащихся;
ИКТ-технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технологии интегрированного обучения.
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Универсальные учебные действия формируются в рамках учебных предметов, в том
числе и предмета ХИМИЯ. Механизмы их формирования заложены в четырех
метапредметных программах, включенных в программу образовательной организации:
1. Программа «Формирование универсальных учебных действий»;
2. Программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»;
3. Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»;
4. Программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Условия и средства формирования УУД: педагогическое общение, учебное
сотрудничество, совместная деятельность, разновозрастное сотрудничество, проектная
деятельность как форма сотрудничества, дискуссии, тренинги, общий прием
доказательства, рефлексия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией,
физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между
основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема,
биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений,
объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации
и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов,
взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки
(белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов
клетки, обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому
критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких
существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности
развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости,
используя
закономерности
изменчивости;
сравнивать
наследственную
и
ненаследственную изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации
организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для
устойчивого развития и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных
источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной
деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических
веществ) на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о
биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых
клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании
(для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя
биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной
схеме родословной, применяя законы наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,
прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования
отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
(1 ч в неделю, всего 70 ч, из них 2 ч. — резервное время)
Содержание базового курса позволяет раскрыть ведущие идеи и отдельные
положения, важные в познавательном и мировоззренческом отношении: зависимость
функций органоидов, органов и систем зависимости в от состава и строения; охране
окружающей среды.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического
применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей
естественных, математических и гуманитарных наук.
Базовый уровень
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в
биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании
современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение.
Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их
значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в
биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной
естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и
органоиды клетки, их функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез.
Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация
наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние
наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические
и половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений
и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений
развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных
групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы
наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола.
Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение.
Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.
Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и
перспективы развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая
теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и
макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации,
систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции
органического мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека
(антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и
единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций
разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на
экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты
веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого
развития.
Перспективы развития биологических наук.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и
их описание.
Решение генетических задач.
Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Сравнение видов по морфологическому критерию.
Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
Место предмета «Биология» в учебном плане
Классы
10 класс
11 класс
Итого
Предмет
Биология
Биология
Количество часов за год
35 ч.
35 ч.
70 ч.
Практическая часть
Классы
10 класс
11 класс
Лабораторные
работы
2
1
Практические
работы
1
1
Итого
2
2
Учебно –тематический план
Содержание учебного предмета
Количество часов
10 класс
Биология как наука
2
Клетка
13
Организм – единое целое. Размножение
5
организмов
Генетика и селекция организмов
10
11 класс
Вид. Эволюция живых систем
15
Происхождение человека
5
Экосистемы
10
Биосфера – глобальная экосистема
5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
УМК по биологии В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой и др. Биология . 10
класс. М.: Дрофа, 2019.
Биология 11 класс М.: Дрофа, 2019.
Методические пособия и дополнительная литература для учителя:
В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова Методическое пособие . 10 класс. Базовый уровень. М.:
Дрофа, 2019
В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова Методическое пособие . 11 класс. Базовый уровень. М.:
Дрофа, 2019
Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. –
3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010, с.243-244.
Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и
самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2018. – 288с.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671 с.
Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Ониск, 2017. –
1088 с
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещение-медиа», Репетитор по
биологии Кирилла и Мефодия 2017. – «НМедиа Дженерейшн», 2017
Дополнительная литература для учеников:
Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и
школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2014.
– 240 с.
Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО
«Виктория-плюс», 2004
Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для
учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО БИОЛОГИИ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ
Система оценки достижений учащихся на уроках химии оценивать прежде всего:
- предметную компетентность (способность решать проблемы средствами предмета);
- ключевые компетентности (коммуникативные, учебно-познавательные);
- общеучебные и интеллектуальные умения (умения работать с различными источниками
информации, текстами, таблицами, схемами, Интернет-страницами и т.д.);
- умение работать в парах (в коллективе, в группе), а также самостоятельно.
При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную
информацию);
- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитывается число и характер существенных и несущественных ошибок.
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа:
-неправильно указаны основные признаки понятий, явлений, характерные свойства
веществ;
-неправильно сформулирован закон, правило;
-теоретические знания не применены для объяснения и предсказания явлений,
установления
причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений.
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа:
- упущение какого-либо нехарактерного факта при описании вещества или процесса:
-оговорки, описки, допущенные по невнимательности
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены
две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный,
несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного
материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить
при наводящих вопросах учителя или отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений (лабораторные и практические задания)
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за
работу. Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места
и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом
эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с
веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная
ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил
техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по
требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены более двух существенных ошибок в ходе: эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию
учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
Оценка тестовых работ
Отметка «5» ставиться при выполнении 90%-100%
Отметка «4» ставиться при выполнении 70%- 89%
Отметка «3» ставиться при выполнении 50%- 69%
Отметка «2» ставиться при выполнении менее 49%
Оценка реферата
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата
информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых учителем вопросов и
сформулировать точные ответы на них.