Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Алые паруса»
г. Хабаровск
Рабочая образовательная программа
по курсу «Русский язык»
для учащихся 1- 4 классов общеобразовательных школ
УМК «Перспектива»
авторы: Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева.
2019 – 2024 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе ФГОС НОО, утвержденного
приказом Министерства образования и науки РФ от 06 2009 г. №373 и Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра
содержания общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться, а также с учетом
Примерных программ по учебным предметам начального общего образования (русский язык) и
учебно - методического комплекта «Перспектива» авторов Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой.
Общая характеристика учебного предмета
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует
познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки
о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического
мышления уч-ся;
социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование
коммуникативной компетенции уч-ся: развитие устной и письменной речи, монологической и
диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей
культуры человека.
Исходя из этого ставятся следующие задачи:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и
интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как
части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном
диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),
совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных
умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать
и писать на родном языке.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных,
коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для
формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно следственных
связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил
строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаково
символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например,
состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
Изучение русского и родного языка создает условия для формирования языкового чутья как
результата ориентировки ребенка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и
обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая
обобщающую и планирующую функции.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на
формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых
умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха,
осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на
уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с
обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание
обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного
(подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его
содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к
самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня
развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая
задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их
буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с
гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.
Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению,
усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю,
как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогамислияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами
соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе
обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется
умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного,
темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым
этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе
чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики
идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием
творческих способностей детей.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного
чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными
линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика,
состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный,
социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к
результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые
установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности
человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе,
оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на
собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и
стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального
поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной,
отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а
именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания
и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию,
контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее
самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально положительного отношения к себе, готовности
открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно
их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их
результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,
здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности
проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других
людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и воспитания,
познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных
умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения
жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Место учебного предметав учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами
начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения
грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени в 1
классе составляет 165 ч. Во 2-4 классах по 170 ч (5 часов в неделю, 34 учебные недели в каждом
классе). Всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.
Результаты изучения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно
познавательные и внешние мотивы;
- учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на
понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я»
как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за
свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в
своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной
организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно
познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности
реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на
основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую
сферу человеческой жизни;
- эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся
в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в
том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения
задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве сети Интернет;
осуществлять
запись
(фиксацию)
выборочной
информации
об
окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и
схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса
единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что
нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех
участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько
примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию;
выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы,
диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать
нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска
нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте
напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
- находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена
работы с компьютером
Обучающийся научится:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно двигательного аппарата
эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять
компенсирующие физические упражнения (мини зарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и
видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие
тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать
компьютерный перевод отдельных слов;
- рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
- сканировать рисунки и тексты.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и
фотографирования, использовать сменные носители (флэш - карты);
- описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать
аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
- собирать числовые данные в естественно- научных наблюдениях и экспериментах, используя
цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
- редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с
коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений,
видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать
полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в
сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах
данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список
используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
- заполнять учебные базы данных.
Обучающийся получит возможность научиться:
- грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации
и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и
сохранять их;
- создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов
с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации,
выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
- создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
- размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и
результаты общения на экране и в файлах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- представлять данные;
- создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры,
в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Обучающийся научится:
- создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание
простейших роботов);
- определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые
алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя
с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной
деятельности и деятельности группы.
Предметные результаты
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающийся научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие,
парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и
глухие;
- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для
упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе
знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой
информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ
самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающийся научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом,
оценивать правильность его выполнения;
- использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических
и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Обучающийся научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Обучающийся научится:
- распознавать грамматические признаки слов;
- с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как
изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена
существительные, имена прилагательные, глаголы).
Обучающийся получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по
предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического
разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с
существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но,
частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и
предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающийся научится:
- применять правила правописания (в объеме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
- писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами
правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое,, чтобы избежать
орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающийся научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения
на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение
слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение и аргументировать его;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи:
описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в
тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность
выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с
назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения,
электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей
речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение
основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической
формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в
соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами
речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и
правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование
простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и
структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения
грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к
этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста
(подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по
интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных
картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и
мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места
ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом
обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных
звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего
согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую
гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний,
предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками
препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев
и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в
тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв,
буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение
разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание
которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности
правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча–ща, чу – щу,жи– ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его
прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных
и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение
парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих
звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный –
безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой,
парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний
звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический
разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных
звуков. Использование на письме разделительныхъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в
словах с йотированными гласными е, е, ю,я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса,
абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование
алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение
которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о
прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и
антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,
суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении
суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена
собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».
Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа,
в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых
(синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му
склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам,
числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен
прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и
употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного
числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение
глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по
временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор
глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов:
образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от
приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и
различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные
и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и
второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов)
между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов
и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными
членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование
разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.
Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щув положении под ударением;
- сочетания чк – чн, чт, щн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
- безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя,
-ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные окончания имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа
(пишешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит
общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его
аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности
речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка
предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по
предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах
синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):
изложения
подробные
и
выборочные, изложения
с
элементами
сочинения;
сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Тематическое планирование
Темараздела
Обучение
грамоте
(115 ч.)
Русский
язык
(50 ч.)
Рисуй, думай,
рассказывай
Пропись №1
«Мой алфавит»
Пропись №2
«Мой алфавит»
Пропись «Пишу
красиво»
В мире общения
Слово и его
значение
Звуки и буквы
Предложение и
текст
1 класс – 165 часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Ориентироваться на листе: в центре, слева, справа, в рабочей
полосе (рабочей строке): выше, ниже, слева, справа. Штриховать
фигуры.
Уметь обводить по пунктирным линиям. Делать звуковой анализ
слов. Писать элементы письменных букв и слова, соединения
букв. Составлять предложения по схемам.
Уметь читать и записывать слова и предложения. Видеть
границу предложений. Уметь выделять ударный слог.
Уметь оформлять предложения на письме. Уметь списывать и
писать под диктовку. Озаглавливать тексты.
Формировать ценностное отношение к языку, на котором
говорим.
Формировать представление слове как двусторонней звуковой
единице. Развивать умения выбора точного слова для выражения
мысли, создания образа.
Формировать умение различать гласные (ударные и безударные)
и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие) звуки. Знать
смыслоразличительную роль звуков
Различать слово и предложение, предложение и текст.
Формировать умение написания прописной буквы в начале
предложения.
Развивать умение в постановке знаков
препинания в конце предложения.
2 класс (170 ч)
Сод-ние
курса
Мир
общения
( 17 ч)
Тематическое планирование
Собеседники. (3ч)
Представление о ситуации общения, ее
компонентах: собеседники, тема и цель
общения, способы и результат общения.
Слово, предложение и тест в речевом
общении. (9 ч)
Различия функции слова и предложения.
Типы предложений по цели высказывания
и интонации. Основные свойства текста.
Главный помощник в общении – родной
язык (2ч)
Основные языковые единицы, их
особенности. Общее представление о языке
как знаковой системе.
Входящая контрольная работа (3 ч)
Анализ контрольной работы. Слово,
предложение и текст в речевом общении.
Обобщение знаний по разделу «Мир
Характеристика деятельности
учащихся
Ориентироваться в ситуации общения:
выделять тему и цель общения,
сопоставлять цель и результат общения.
Выделять предложение из сплошного
текста, составлять предложение на
заданную тему; правильно оформлять его
на письме и в устной речи. Определять
тип предложения по цели высказывания и
по интонации.
Называть основные языковые единицы:
звуки, буквы, слова, предложения, текст;
определять их роль в речи.
Звуки и
буквы.
Слог.
Ударение
(67ч)
общения»
Гласные и согласные звуки. Обозначение
их буквами. (7 ч)
Классификация гласных и согласных
звуков. Ударные и безударные гласные.
Согласные звонкие и глухие, твердые и
мягкие.
Звук й и буква й (2 ч)
Сравнение звуков и (гласного) и й
(согласного). Перенос слов с буквой й
посередине.
Звук э и буква э (1 ч)
Слова с буквой э в начале и в середине
слова.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначение их на письме (7 ч)
Парные и непарные по мягкости-твердости
согласные звуки. Два способа обозначения
мягкости согласного звука на письме.
Шипящие согласные звуки.
Буквосочетания жи- ши, ча- ща, чу- щу,
чк, чн, щн (6ч )
Слог. Перенос слов (3 ч)
Гласные звуки как слогообразующие.
Определение количества слогов в слове.
Правила переноса слов.
Ударение. Ударный слог (3 ч)
Роль ударения в слове. Способы
определения ударного слога в слове.
Безударные гласные звуки. Их
обозначение на письме (10 ч)
Возможность передачи одинаковых
гласных звуков в безударном положении
разными буквами.
Звонкие и глухие согласные звуки. Их
обозначение на письме (10 ч)
Парные по звонкости-глухости согласные
звуки. Возможность обозначения
одинаковых согласных звуков разными
буквами.
Слова с удвоенными согласными (3 ч)
Удвоенные согласные как орфограмма.
Работа с орфографическим словарем.
Перенос слов с удвоенными согласными.
Непроизносимые согласные (3 ч)
Алгоритм способа проверки слов с
непроизносимыми согласными. Слова, не
содержащие непроизносимых согласных.
Способы их проверки.
Разделительные мягкий и твердый знаки
(ь, ъ) (10ч)
Употребление разделительного мягкого
знака после согласных перед буквами е, ё,
ю, я, и
Рассказывать о гласных и согласных
звуках, их классификации по нагляднообразной схеме Звукограда. Различать
гласные и согласные звуки.
Различать букву й, обозначающую
согласный звук, и букву и, обозначающий
гласный звук. Делить на части для
переноса слова с буквой й.
Орфографически верно писать слова с
буквой э.
Обозначать мягкость согласных звуков на
письме с помощью мягкого знака и букв
е, ё, ю, я, и. Сопоставлять случаи
обозначения мягкости согласных с
помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я,
и.
Писать слова с орфограммами жи-ши, чаща, чу-щу, чк, чн, щн. Объяснять, почему
эти написания являются традиционными.
Проводить звуко- буквенный анализ слов,
делить слова на слоги, определять
количество слогов в слове, переносить
слова по слогам.
Объяснять роль ударения в слове, ставить
ударение, находить ударный и
безударные слоги. Работать с
орфоэпическим словарем, объяснять его
назначение.
Подбирать проверочные слова.
Объяснять случаи обозначения
одинаковых согласных звуков разными
буквами. Находить в слове и объяснять
орфограмму (правописание парных по
звонкости-глухости согласных в корне
слова). Изменять слово так, чтобы
орфограмму можно было проверить.
Находить в слове и объяснять
орфограмму (правописание удвоенных
согласных). Писать орфографически
правильно слова с удвоенными
согласными.
Находить в слове и объяснять
орфограмму (правописание слов с
непроизносимыми согласными). Писать
орфографически правильно слова с
непроизносимыми согласными.
Наблюдать за употреблением
разделительного твердого знака.
Находить в слове и объяснять
орфограмму (правописание слов с
разделительным мягким знаком).
Слово и
его
значение
(21ч)
Состав
слова
(16ч)
Части
речи
(30ч)
Контрольный диктант. Работа над
ошибками (2 ч).
Что рассказало слово (4 ч)
Слово как двусторонняя единица языка.
Имена собственные и нарицательные
(2 ч)
Различие в их функциях.
Слова с несколькими значениями (3 ч)
Необходимые условия для переноса
названия с одного названия на другой.
Слова, похожие по звучанию и
написанию, но разные по значению
(омонимы) (1 ч)
Слова, близкие по значению (синонимы)
(3 ч)
Синонимы, их роль в речи.
Слова, противоположные по значению
(антонимы) (2 ч)
Роль антонимов в речи.
Устойчивые сочетания слов (1 ч)
Происхождение устойчивых сочетаний
слов и их употребление в речи.
Тематические группы слов (2 ч)
Распределение слов по тематическим
группам
Обобщение знаний. Контрольная работа
по теме «Слово и его значение»(2 ч.)
Как собрать и разобрать слово (2 ч)
Слово как объединение морфем, стоящих в
определенном порядке и имеющих
значение. Наблюдение за строением слова
на наглядно-образных моделях.
Корень – главная часть слова.
Однокоренные (родственные слова) (6 ч)
Закрепление представления о
единообразном написании корня, его
семантической значимости. Однокоренные
слова.
Приставка (3 ч)
Приставка, ее роль в слове. Значение,
которое приставка придает слову.
Правописание разделительного твердого
знака.
Суффикс (2 ч)
Роль суффикса в слове. Значение
некоторых суффиксов (уменьшительноласкательных, со значением действующего
лица, детеныша-животного и т.п.)
Окончание (1 ч)
Окончание, его основная функция и
отличие от других частей слова.
Обобщение знаний. Контрольный
диктант. (2 ч)
Что такое части речи (3 ч)
Части речи как группы слов, отвечающих
на один и тот же вопрос и объединенных
общим значением.
Составлять двусторонние модели слов,
различать значение слова и его звукобуквенную форму.
Распознавать имена собственные и
нарицательные, различать их по
функциям.
Объяснять принцип возникновения
нескольких значений у одного слова.
Различать слова, похожие по звучанию и
написанию, но разные по значению, и
многозначные слова.
Объяснять роль в речи синонимов как
средства обогащения речи. Использовать
синонимы в собственных высказываниях.
Подбирать антонимы к словам разных
частей речи, находить антонимы в тексте
и объяснять их роль
Объяснять семантику фразеологических
оборотов (наиболее употребительных) и
использовать их в собственной речи.
Распределять слова по тематическим
группам, дополнять эти группы своими
словами.
Наблюдать за строением слова на
наглядно-образных моделях. Составлять
наглядно-образные модели состава слова.
Называть части слова.
Находить корень слова путем
сопоставления однокоренных слов,
подбирать однокоренные слова,
образовывать слова с помощью приставок
и суффиксов. Объяснять лексическое
значение корня.
Выделять в слове приставку, определять
значение, которое придает слову
приставка. Различать предлоги и
приставки, писать предлоги раздельно с
другими словами.
Выделять в слове суффикс, определять
значение, которое придают слову
суффиксы.
Правильно употреблять окончание,
объяснять его роль для связи слов в
предложении или в словосочетании.
Определять части речи по обобщенному
значению предметности, действия,
признака и по вопросам; правильно
употреблять их в речи.
Предложение.
Текст
(12 ч)
Обобщение
знаний
(7 ч)
Имя существительное (7 ч)
Имена существительные одушевленные и
неодушевленные. Имена существительные
собственные и нарицательные.
Контрольная работа. Работа над
ошибками (2 ч)
Глагол (6 ч)
Глагол как часть речи. Изменение глагола
по числам. Наблюдение за изменением
глаголов по временам. Роль глаголов в
речи.
Имя прилагательное (6 ч)
Имя прилагательное как часть речи.
Изменение имен прилагательных по
числам. Роль имен прилагательных в речи.
Предлог (4 ч)
Предлог, его роль в речи. Правописание
предлогов со словами, различие написания
приставок и предлогов.
Контрольная работа. Работа над
ошибками (2 ч)
Предложение. Текст (12ч)
Понятие о смысловой и интонационной
законченности предложения. Связь слов в
предложении. Типы предложений по
интонации и цели высказывания. Главные
члены предложения – подлежащее и
сказуемое.
Находить в предложении глаголы по
вопросу и общему значению действия.
Определять число глаголов.
Находить в предложении имена
прилагательные по их основному
грамматическому значению, определять
их связь с именами существительными.
Применять алгоритм определения
различия между предлогом и приставкой.
Выбирать предлоги в соответствии с
литературными речевыми нормами.
Оформлять предложение на письме в
соответствии с правилами
пунктуации. Составлять предложения,
разные по цели высказывания.
Находить в предложении главные
члены. Строить предложения,
адекватно выражая основную мысль.
Обобщение знаний по курсу 2 класса (5 ч)
Итоговый диктант за год (1 ч)
Урок-путешествие «По океану речи»
(1 ч)
Сод-ние
курса
Речевое
общение.
Повторяем
– узнаем
новое (16 ч)
3 класс (170 ч)
Тематическое планирование
Характеристика деятельности
учащихся
Собеседники. Диалог (4 ч)
Смысловая сторона течи и словесная
форма ее выражения. Воображаемые
коммуникативно-речевые ситуации
на примере общения литературных
героев.
Культура устной и письменной
речи (3ч)
Совершенствование устной речи на
фонетическом, лексическом,
синтаксическом уровнях.
Текст (5 ч)
Общее представление о тексте и его
особенностях. Заглавие, тема, главная
мысль, связь предложений в тексте.
Язык –
главный
Осознанно употреблять заглавную букву
при написании имен собственных.
Контрольная работа. Работа над
ошибками (2 ч)
Язык – главный помощник в
общении (1ч)
Язык как средство общения и
Анализировать речевую модель общения:
речь партнера по речевому общению, цель и
тему общения, его результат.
Контролировать и корректировать свое
высказывание в зависимости от ситуации
общения и подготовленности партнера к
беседе
Выбирать языковые средства в зависимости
от ситуации общения. Следить за четкостью
дикции, нужной громкостью голоса, верной
интонацией.
Распознавать предложения, словосочетания,
текст. Отличать текст от набора
предложений, устанавливать связи между
предложениями в тексте. Делить текст на
части, определять тему и основную мысль
текста, озаглавливать текст
Доказывать, что язык является главным
средством общения людей, помогающим
выразить их мысли и чувства; что язык – это
помощник в познавательной деятельности.
Русский язык – культурная ценность
общении
народов России. Высказывания
(39 ч)
писателей о русском языке.
Звуки и буквы (2 ч)
Слог, ударение (2 ч)
Девять правил орфографии (11 ч)
Состав
слова
(18 ч)
Слово и его значение (13 ч)
Сопоставление значений слов на
основе их двусторонних моделей.
Мотивированные названия слов.
Словосочетание (2 ч)
Сравнение предложения и
словосочетания, их различие на
основе цели использования:
предложение – для сообщения,
словосочетание – для называния.
Предложение (1 ч)
Типы предложения по цели
высказывания и по интонации, связь
слов по смыслу и по форме.
Главные члены предложения (3 ч)
Второстепенные члены предложения
(без деления их на виды), их роль в
предложении. Предложения
распространенные и
нераспространенные.
Предложения с однородными
членами (2 ч)
Интонации перечисления. Запятая в
предложениях с однородными
членами.
Контрольная работа. Работа над
ошибками (2 ч)
Повторение значимых частей слова
( 1ч)
Основа и окончание. Роль окончания
в слове (связывать слова в
предложении и словосочетании)
Корень (5 ч)
Корень слова. Однокоренные слова.
Сравнение однокоренных слов, форм
одного и того же слова.
Приставка (3 ч)
Приставка. Отличие приставки от
предлога. Разделительный твердый
знак в словах с приставками.
Суффикс (2 ч)
Суффикс как значимая часть слова,
его роль в словообразовании (-чик, щик, -ин, и др.)
Окончание (2 ч)
Как образуются слова (3 ч)
Сложные слова – слова с двумя
великая ценность и культурное достояние
русского народа.
Проводить звуко- буквенный анализ слов
Определять самостоятельно ударение в
словах, делить слова на слоги, переносить
слова по слогам.
Находить в тексте слова с изученными
орфограммами. Объяснять изученные
орфограммы.
Сравнивать слова по значению и форме.
Находить в учебнике и других книгах
необходимую информацию. Распознавать в
тексте синонимы и антонимы.
Сравнивать слово, словосочетание,
предложение на основе их главной функции
– быть средством номинации или средством
выражения законченной мысли. Составлять
словосочетания по заданным моделям..
Проводить синтаксический разбор
предложений, определять их вид по цели
высказывания и интонации, ставить знаки
препинания в конце предложения.
Выделять главные и второстепенные члены
предложения, устанавливать связь между
ними по вопросам.
Обозначать на письме интонацию
перечисления в предложениях с
однородными членами.
Разбирать слова по составу, выделяя в них
приставку, корень, суффикс, окончание.
Образовывать слова по заданным
словообразовательным моделям.
Находить в слове орфограмму, определять
ее тип, применять нужный алгоритм для ее
проверки.
Объяснять написание основных приставок
русского языка, различать приставку и
предлог. Объяснять значение, которое
привносит в слово приставка.
Объяснять значение, которое привносит в
слово суффикс. Подбирать слова с
указанными суффиксами. Образовывать
новые слова с помощью суффиксов.
Находить окончания в изменяемых словах.
Понимать роль окончания для связи слов в
предложении и словосочетании.
Образовывать сложные слова на базе
предложенных сочетаний слов. Разбирать
Части речи
(87 ч)
корнями (ознакомление). Наблюдение
за образованием новых слов.
Контрольная работа.работа над
ошибками (2 ч)
Систематизация знаний по разделу
« Части речи» (5 ч)
Принципы выделения частей речи.
Общее значение и вопросы как
средство выделения частей речи.
Имя существительное как часть
речи. Повторяем, что знаем (3 ч)
Число имен существительных (3 ч)
Имена существительные,
употребляемые только в
единственном числе или только во
множественном числе.
Род имен существительных (4 ч)
Мягкий знак (ь) на конце имен
существительных после шипящих
(3 ч)
Изменение имен существительных
по падежам (склонение) (11 ч)
Этимология названий падежей.
Алгоритм определения падежа.
Ударные и безударные падежные
окончания
Как разобрать имя
существительное (2 ч)
Порядок анализа имени
существительного как части речи.
Контрольная работа. Работа над
ошибками (2 ч)
Местоимение (3 ч)
Личные местоимения (общее
представление). Наблюдение за
ролью местоимений в речи.
Глагол как часть речи (3 ч)
Общее значение глаголов, вопросы.
Изменение глаголов по временам (7
ч)
Значение и образование глагольных
форм настоящего, прошедшего и
будущего времени.
Неопределенная форма глагола (3 ч)
Правописание мягкого знака после ч
в глаголах неопределенной формы.
Изменение глаголов по числам (3 ч)
Изменение по родам глаголов
прошедшего времени (3 ч)
Окончание глаголов в прошедшем
времени.
Не с глаголами (3 ч)
Разбор глагола как части речи (2 ч)
сложные слова по составу.
Определять части речи (имя
существительное, глагол, имя
прилагательное)по обобщенному значению
предметности, действия, признака и по
вопросам; правильно использовать их.
Употреблять имена существительные в
составе словосочетаний и предложений.
Образовывать формы множественного
числа имен существительных при наличии
вариантных окончаний.
Определять род имен существительных,
согласовывать с ними другие части речи.
Употреблять в речи имена существительные
с «проблемным» определением рода.
Сопоставлять написание имен
существительных женского и мужского
рода, оканчивающихся на шипящие
Называть падежи имен существительных по
порядку. Называть вопросы падежей имен
существительных. Изменять
существительные по падежам. Определять
падеж имен существительных по
предложенному алгоритму.
Разбирать имя существительное : называть
начальную форму, определять, собственное
оно или нарицательное, одушевленное или
неодушевленное, указывать род, число,
падеж.
Сравнивать по значению и по функции
имена существительные и местоимения.
Редактировать тексты, используя личные
местоимения.
Распознавать глаголы в тексте на основе их
значения и грамматических признаков.
Образовывать глагольные формы
настоящего, прошедшего и будущего
времени.
Писать мягкий знак после ч в глаголах
неопределенной формы.
Наблюдать за изменением глаголов по
числам.
Наблюдать за изменением глаголов по
лицам.
Писать раздельно не с глаголами.
Определять грамматические признаки
глаголов (время и число0. Использовать
грамотно нужные формы глаголов в устных
Обобщение
знаний
(7 ч)
Сод-ние
курса
Повторяем
– узнаем
новое
(22 ч)
Язык как
средство
общения
(42 ч)
высказываниях и в письменной речи.
Контрольная работа. Работа над
ошибками (2 ч)
Имя прилагательное как часть речи Находить имена прилагательные в тексте на
основе их значения и грамматических
(2 ч)
Изменение имен прилагательных по признаков. Применять алгоритм написания
безударных окончаний имен
родам, числам и падежам (11 ч)
прилагательных. Определять связь имени
прилагательного с именем
существительным
Применять алгоритм определения рода,
Разбор имени прилагательного как
числа и падежа имени прилагательного.
части речи (2 ч)
Контрольная работа. Работа над
ошибками (2 ч)
Резерв учебного времени на изучение
раздела «Части речи» – 8 ч
Повторение изученного за год (10 ч)
4 класс (170 ч)
Тематическое планирование
Речевое общение. Речь устная и письменная
(2 ч)
Расширение понятия речевого общения:
ролевые отношения, содержание речи и ее
словесное оформление, цель и мотивы
общения.
Цель речевого общения (3 ч)
Умение вести диалог-расспрос,
аргументировать свое высказывание,
доказывать свою точку зрения.
Характеристика
деятельности учащихся
Использовать родной язык в
соответствии с целями речевого
общения, подбирая
соответствующие слова и
выражения.
Определять цели, тему, способы и
результаты общения. Распознавать
виды текстов: повествование,
описание, рассуждение.
Контролировать и корректировать
Речевая культура. Обращение (7 ч)
Речевой этикет. Использование формул
свое высказывание в зависимости
речевого этикета в различных сферах общения. от ситуации общения и степени
Устная и письменная формы общения.
подготовленности партнера к
Обращение. Знаки препинания при
беседе.
обращении.
Определять тип текста.
Текст как речевое произведение (8 ч)
Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, Формулировать тему и главную
абзацы. Расширение представления о тексте:
мысль текста. Составлять план
составление текста на заданную тему и текста, текста. Излагать текст по
отражающего проблему общения.
составленному плану.
Контрольная работа. Работа над ошибками
(2 ч)
Объяснять смысл и значение
Средства общения (9 ч)
Роль языка в общении. Роль письменности в
родного языка в жизни
истории человечества.
человека.рассказывать об
основных этапах развития
письменности.
Определять тип предложения по
Предложение (6 ч)
Повторение знаний о предложении.
цели высказывания и по
Различение предложений и словосочетаний.
интонации, объяснять
Разные виды предложений.
особенности и назначение
каждого типа предложений.
Выделять главные и
Главные и второстепенные члены
второстепенные члены
предложения (6 ч)
Подлежащее и сказуемое как грамматическая
предложения. Распространять
основа предложения. Способы выражения
предложение второстепенными
подлежащего и сказуемого. Роль
членами.
второстепенных членов предложения.
Предложения с однородными членами (4 ч)
Смысловая емкость предложений с
однородными членами. Интонационное и
пунктуационное оформление однородных
членов.
Простые и сложные предложения (3 ч)
Знаки препинания в сложных предложениях с
союзами и, а, но. Использование простых и
сложных предложений в тексте.
Словосочетания (2 ч)
Различия между словосочетанием, словом и
предложением.
Проверочная работа по теме (2 ч)
Слово и его значение (10 ч)
Обобщение представлений о лексическом
значении слова.
Состав
слова
(18 ч)
Слово как
часть речи
(81 ч)
Проверочная работа по лексикологии.Работа
над ошибками)
Состав слова. Однокоренные слова (16 ч)
Повторение и систематизация основных
орфограмм корня.
Контрольная работа. Работа над ошибками
(2 ч)
Целостное представление о частях речи. Их
роль в предложении (4 ч)
Критерии выделения частей речи: общее
значение, набор грамматических значений,
роль в предложении.
Имя существительное (22 ч)
Повторяем, что знаем. Общее значение
предметности существительных, вопросы. Род
имен существительных (постоянный признак).
Три склонения имен существительных.
Склонение имен существительных
единственного числа. Безударные падежные
окончания имен существительных 1, 2 и 3-го
склонения (кроме имен существительных на –
мя, -ий, -ие, -ия)
Склонение имен существительных во
множественном числе. Варианты падежных
окончаний имен существительных
(предложный падеж единственного числа
существительных мужского рода,
именительный падеж множественного числа,
родительный падеж множественного числа)..
Проверочная работа. Работа над ошибками.
Имя прилагательное (10 ч)
Склонение имен прилагательных.
Безударные падежные окончания имен
прилагательных в единственном и во
множественном.
Проверочная работа. Работа над ошибками.
Находить однородные члены
предложения. Составлять
предложения с однородными
членами, соединенными и
несоединенными союзами.
Сравнивать простые и сложные
предложения на основе их
значения и количества
грамматических основ.
Выделять словосочетания из
предложения на основе вопросов.
Находить связь слов в
словосочетании, выделять главное
и зависимое слова.
Сравнивать слова по значению и
форме. Объяснять специфику
замещающей функции слова как
языкового знака.
Разбирать слова по составу,
выделять корень, приставку,
суффикс, окончание.
Различать слова разных частей
речи на основе общности их
значения, грамматических
признаков и роли в предложении.
Находить имена существительные
в тексте, определять их
особенности: собственное или
нарицательное, одушевленное или
неодушевленное, род, число,
падеж. Применять алгоритм
определения падежа
существительного. Определять
падеж несклоняемых имен
существительных. Различать
имена существительные 1, 2, 30го
склонения на основе их рода и
окончания. Объяснять
необходимость знания падежа и
склонения имени
существительного для верного
написания его окончания.
Анализировать имя
существительное как часть речи,
указывая начальную форму, род,
склонение, падеж, число.
Выделять в предложении
сочетание имени
существительного с именем
прилагательным, ставить вопрос
от существительного к
прилагательному.
Местоимение (6 ч)
Местоимение. Общие сведения о местоимении
как части речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица
единственного и множественного числа.
Проверочная работа. Работа над ошибками.
Глагол (30 ч)
Повторяем, что знаем. Общее значение
действия, состояния, вопросы. Изменение
глаголов по временам. Неопределенная форма
глагола как его начальная форма.
Изменение глаголов в настоящем и будущем
времени по лицам и числам (спряжение).
Наблюдение за личными окончаниями
глаголов при спряжении в единственном и
множественном числе.
Iи II спряжение глаголов. Личные окончания
глаголов I и II спряжений. Способы
определения спряжения глаголов.
Правописание глаголов на –тся и –ться.
Определение написания –тся и –ться с
помощью вопроса к глаголу.
Глаголы-исключения.
Написание окончаний в глаголах-исключениях
I и II спряжения.
Разбор глагола как части речи.
Контрольная работа. Работа над ошибками.
Имя числительное (4ч)
Общее представление об имени числительном
как части речи.
Наречие (3 ч)
Наречие. Вопросы к наречиям.
Неизменяемость наречий. Образование
наречий от имен прилагательных. Роль
наречий в предложении. Употребление
наречий в речи.
Служебные части речи (2 ч)
Предлоги. Союзы. Общее представление,
значение и роль в предложении.
Повторение (7 ч)
Сравнивать местоимения с
именами существительными по
функции и по грамматическим
признакам.
Находить глаголы в предложении
на основе их значения,
грамматических признаков и роли
в предложении. Определять время
и число глагола, его род в форме
прошедшего времени.
Изменять глаголы в настоящем и
будущем времени по лицам и
числам на основе таблицы
спряжения. Изменять глаголы по
лицам и числам в настоящем и
будущем времени.
Применять алгоритм определения
спряжения глаголов. Называть
основные способы определения
спряжения глаголов.
Обосновывать написание –тся и –
ться в глаголах, поставив вопрос к
глаголу. Составлять предложения
с орфограммами –тся и –ться.
Применять различные
мнемонические приемы для
запоминания глаголовисключений.
Объяснять различие имен
числительных разных разрядов.
Находить наречия, ставить к ним
вопросы и определять значение,
грамматические особенности
(неизменяемость). Распространять
предложения наречиями.
Объяснять различие предлогов,
частиц и союзов (элементарные
примеры), писать их с разными
частями речи.
Оценивать свои успехи в учебной
деятельности. Владеть основами
учебной деятельности: ставить и
осмысливать цель, определять
способы ее достижения и
последовательность действий,
анализировать результаты,
сравнивая их с поставленной
целью, контролировать и
корректировать свои действия,
оценивать их. Использовать
итоговый и пошаговый контроль
при выполнении заданий.
Требования к уровню подготовки выпускников,
обучающихся по курсу «Русский язык»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/ безударные; согласные
твердые/ мягкие; согласные звонкие/глухие; парные/ непарные звонкие и глухие);
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно
по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетикографического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова
ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителям,
родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии
с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по
составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
определять грамматические признаки имен сущ. –род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имен прилаг. – род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем
времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен сущ., имен прилаг., глаголов по
предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического
разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги
вместе с сущ. и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не
при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения,
обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор
простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность
разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы
избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного
общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слушать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов
речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать
правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для
изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых
текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении.
Материально-техническое обеспечение предмета
Для учителя:
1. Рабочая программа по русскому языку для 1, 2, 3, 4 класса Л.Ф. Климановой, Т. В.
Бабушкиной ,УМК «Перспектива».
2. Учебник по русскому языку для 1, 2, 3, 4, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В.
Бабушкина, изд-во «Просвещение» Москва.
3. Электронной приложение к учебнику русский языку для 1, 2, 3, 4 класса, автор Л.Ф.
Климанова, Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение», Москва.
4. Рабочие тетради к учебнику русский языку для 1, 2, 3, 4 класса, в 2-х частях, автор
Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение», Москва.
5. Тренировочные и проверочные работы по русскому языку для 1, 2, 3, 4 класса С. Ю.
Михайловой, УМК «Перспектива»,изд-во «Просвещение», Москва.
7. Методические рекомендации для учителя к учебнику Русского языка для 1, 2, 3, 4
класса.
Для учащихся:
1. Учебник по русскому языку для 1, 2, 3, 4 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова,
Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение»Москва.
2. Рабочие тетради к учебнику русский языку для 1, 2, 3, 4 класса, в 2-х частях, автор
Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение», Москва,
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/
education
4.Официальный сайт УМК «Перспектива». –Режим доступа :http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/
info.aspx? ob_no=12371
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экспозиционный экран.
4. Ксерокс.