Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Алые паруса»
г. Хабаровск
Рабочая образовательная программа
по учебному предмету «Родной (русский) язык»
для учащихся 1- 4 классов общеобразовательных школ
УМК «Перспектива»
2019 – 2024 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку составлена на основе ФГОС НОО,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009 г. №373 (с
изменениями) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего
школьника умения учиться, авторскими рабочимипрограммами Л.Ф.Климановой и др. «Обучение
грамоте» и Л.Ф. Климановой «Русскийязык», а также с учетом:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 27.06.2018г.) "Об образовании в
Российской Федерации";
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Примерной образовательной программы по родному (русскому) языку;
Основной образовательной программы начального общего образования ЧОУ СОШ «Алые
паруса»
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык –государственный язык Российской Федерации, средство межнационального
общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в
поликультурном обществе.Русский язык является родным языком русского народа, основой его
духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает
преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение родного (русского)
языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому
опыту человечества.
Родной (русский) язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании
сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий
уровень владения родным (русским) языком определяет способность аналитически мыслить,
успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно
выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать
информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и
в мире духовно-нравственных ценностей. Как средство познания действительности родной
(русский) язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение родному (русскому) языку совершенствует нравственную и коммуникативную
культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, родной (русский) язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только
объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других
школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией. В
соответствии с этим в курсе родного (русского) языка актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о родном (русском)
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия родного (русского) языка; формирование познавательного
интереса, любви, уважительного отношения к родному (русскому) языку, а через него – к
родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного (русского) языка,
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по родному (русскому) языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Для достижения поставленных целей изучения родного (русского) языка необходимо
решение следующих практических задач:
приобщение обучающихся к фактам родной (русской) языковой истории в связи с историей
русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях родного
(русского) и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных
традиций и культур народов России и мира;
расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как
базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей;
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования
небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного
интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного
Одним из результатов обучения родного (русского) языка является осмысление и
интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными
связями, в том числе с помощью родного языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь
милосерден; поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества,
как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью
природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания
человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и
бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных
произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его
выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных
явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней;
формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной
ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие
организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного
отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего
языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового
сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество,
толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования,
рабочая программа по родному (русскому) языку рассчитана на 0,5 ч в неделю с 1- 4 класс.
Количество часов по учебному плану в год: 1 класс – 16,5 часов, 2-4 класс – 17 часов. Общее
количество часов по программе: 67,5 ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»
выпускником начальной школы:
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в
культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами
речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,
освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование
позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей
культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного
решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому
труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский
язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при
составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при
записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка:
фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об
основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,
грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого
общения.
1 класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
К концу 1 класса учащиеся научатся:
- называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и
произносим, буквы видим и пишем);
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и
согласные звуки и буквы, давать имхарактеристику;
- соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке; четко, без искажений писать
строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
- выделять предложения, слова из потока речи;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.
- под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания;
- различать слово и предложение;
- правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой;
- обозначать пробелами границы слов;
- писать большую букву в собственных именах.
2 класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои
эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других
людей(интонацию, темп, тон речи; выбор слов изнаков препинания: точка или многоточие, точка
или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую:
- подробно пересказывать небольшие тексты
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения
оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
К концу 2 класса учащиеся научатся:
- различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в
слове и вне слова;
- определять качественную характеристику звука: гласный - согласный, гласный ударный безударный, согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий,
парный - непарный (в объёме изученного) характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки
вне слова и в слове по заданным параметрам;
- понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическимсловарём учебника);
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к
толковому словарю;
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять
предложения из речи;
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца
предложения; соблюдать в устной речиинтонацию конца предложений;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации с опорой на содержание,
интонацию (мелодику, логическоеударение), порядок слов, знаки конца предложения;
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правиларечевого поведения);
- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос,
для выражения своегособственного мнения);
- пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к
тексту, распознавать части текста поих абзацным отступам, определять последовательность частей
текста;
- читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
- составлять текст по предложенному началу, по рисунку и опорным словам, по серии картинок.
3 класс
Личностные результаты:
- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,
сопереживать;
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи; любовь иуважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствиис этими критериями
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему); пользоватьсясловарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогическойформами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
- задавать вопросы
К концу 3 класса учащиеся научатся:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под
диктовкутекст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55-60 слов), правильно
переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
-находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме
(ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными вкорне; разбирать по
составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к
второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому;
- выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после
чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части
текста, составлять простой план, письменно пересказывать текст (писать подробное изложение
доступного текста).
4 класс
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития
языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа,
семейных отношений;
- осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и
разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской
речи;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса родного (русского)
языка;
- способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и
письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности
в учёбе;
- эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам
Учащиеся получат возможность для формирования:
- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
- эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;
- личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;
- способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и
этическими требованиями;
- способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
- ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
- самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для
реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
- осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать
работу по ходу выполнения;
- руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении
заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в
справочнике учебника);
- адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над
ошибками;
- ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной
деятельности) и удерживать ее
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
- вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и
письменные высказывания;
- планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой
на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями:
отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;
- регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими
требованиями
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
- ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данногораздела; определять круг своего незнания,
осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;
- предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого
материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в
справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную
информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных
источников;
- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания
слушателем;
- строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе,
с однородными членамипредложения);
- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук,
буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов)
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
самостоятельно делать выводы;
- приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
- понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, определять
главную мысль, озаглавливать тексты;
- передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;
- владеть диалоговой формой речи;
Учащиеся получат возможность научиться:
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
- различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части
речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по
эмоциональной
окрашенности:
вопросительные,
повествовательные,
побудительные,
восклицательные;
- применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён
существительных, имён прилагательных, местоимений, личных - окончаний глаголов,
употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков
препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными
членами предложения);
- определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
- находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и
выбирать нужную букву для обозначения звуков;
- грамотно и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов,
75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение
слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации
(уметь читать);
- осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и
письменной формах;
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения
Учащиеся получат возможность научиться:
- производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи)
в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков
препинания;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение
этих норм в речи собеседников (в объёмепредставленного в учебнике материала);
- проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника
(самостоятельно) или обращаться запомощью (к учителю, родителям и др.);
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения
коммуникативной задачи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
- определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета,
место, причину, время, образ действия и пр.;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для обмена мыслями, чувствамив устной и письменной речи (уметь слушать, читать и
создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии программы для 1-4 классов (разделы программы)
соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в
себя следующие разделы:
I. Русский язык: прошлое и настоящее.
II. Язык в действии: слово, предложение.
III. Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской
культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет
расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной
культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития
русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в
современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
1 класс
Раздел I. Русский язык: прошлое и настоящее
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского
алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа.
Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и
т. д.).
2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.
д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел II. Язык в действии
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Слово и его значение
Многозначные слова. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел III. Секреты речи и текста
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не
объединенных общей темой. Озаглавливание. Коллективное составление текстов по заданной
теме, сюжетным картинкам.
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной
речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить
товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как
запрос на новое содержание).
2 класс
Раздел I. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок,
свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка,
крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2)слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлебка, бублик,
коврижка, ватрушка), какие из них сохранились до наших дней; 3) слова, называющие то, во что
раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но разную образную форму
(например, ехать в Тулу со своим самоваром (русск.), ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: Словарь «Почему это так называется».
Раздел II. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи). Работа со словарем ударений.
Слово имеет значение. Синонимы. Антонимы. Как появляются фразеологизмы; пословицы.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение
слова по словарю, контексту. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать
прямое и переносное значения, определять основу переноса значения.
Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных
учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении
предложений. Совершенствование орфографических навыков.
Раздел III. Секреты речи и текста
Типы текстов: описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать
деформированный текст. Умение делить текст на части. План текста.
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в
диалоге, уклонение от инициативы в диалоге, завершение диалога (например, как выразить
несогласие; как убедить товарища).
Создание текстов – повествований. Создание текста: развернутое толкование значения слова.
3 класс
Раздел I. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец,
приказчик, полицмейстер, мастеровой);
2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма
(например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник,
кокошник, кичка, сорока, позатыльник).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один салопчик да и
тот подбит ветром).
Проектное задание: «Русский народный костюм»
Раздел II. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные.
Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора,
эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и
назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной
речевой ситуации.
Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами
словообразования.
Раздел III. Секреты речи и текста
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и
явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с
элементами описания.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение
дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
4 класс
Раздел I. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око,
шуйца, десница); слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко,
кальчуга, шлем, науши, бармица, );слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень,
пядь, локоть и т.д)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например:
беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как
аршин проглотил, гроша медного не стоит)
Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках.
Раздел II. Язык в действии
Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и переносное значение
слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые
слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные
слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Диалектизмы. Значение
диалектизмов в литературном языке.
Раздел III. Секреты речи и текста
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный.
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Аннотация. Письма пишут разные. Умение конструировать текст по заданной временной схеме,
проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка, развитие
действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте,
составлять текст заданной композиционной структуры.
Тематическое планирование
1 класс
Содержание
Тема
Раздел 1. Секреты речи и текста 7 ч.
Как люди
Общение. Устная и письменная речь
общаются друг с
другом
Вежливые слова
Стандартные обороты речи для участия в
диалоге (Как вежливо попросить? Как
похвалить товарища? Как правильно
отблагодарить?)
Как
люди
приветствуют друг
друга
Спрашиваем
и
отвечаем
Зачем
имена
Характеристика
деятельности учащихся
различать этикетные формы
обращения в официальной и
неофициальной речевой
ситуации;
владеть правилами корректного
речевого поведения в ходе
диалога;
Секреты диалога: учимся разговаривать использовать в речи языковые
средства для свободного
друг с другом и со взрослыми
выражения мыслей и чувств на
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, родном языке адекватно
ситуации общения;
вопрос как запрос на новое содержание)
людям Имена в малых жанрах фольклора
владеть различными приемами
слушания научнопознавательных и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа;
анализировать информацию
прочитанного и прослушанного
текста: выделять в нем
наиболее существенные факты.
Текст
Формирование общего представления о
тексте и его признаках (смысловом
единстве предложений, их связи друг с
другом).
уметь различать группы слов,
предложений связанных по
смыслу от простого набора
слов, составлять текст.
уметь
делить
текст
на
предложения, составлять текст
из предложений на заданную
тему
Заглавие текста
Выделение в тексте главной мысли и уметь находить главные строки
подбора заглавия к тексту.
текста, озаглавливать его.
Раздел 2. Язык в действии 5 ч
Выделяем голосом Роль логического ударения
произносить
слова
с
важные слова
правильным
ударением
(в
Где
поставить Смыслоразличительная роль ударения
ударение
Слово
и
его Лексическое значение слова, словарный
значение
состав языка
рамках изученного);
осознавать
смыслоразличительную
ударения;
роль
Однозначные
и
многозначные
слова
Как
сочетаются
слова
Формирование первичного представления определяют однозначность или
о многозначности слов.
многозначность слова;
определяют
лексическое
Наблюдение за сочетаемостью слов значение многозначного слова
(пропедевтическая
работа
по по предметным картинкам,
предупреждению ошибок в сочетаемости контексту
слов)
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее 5 ч.
Как
писали
в Особенности оформления книг в Древней распознают
и
понимают
старину (1ч)
Руси: оформление красной строки и значение устаревших слов по
заставок. Сведения об истории русской указанной тематике;
письменности: как появились буквы используют словарные статьи
современного
русского
алфавита. для определения лексического
Практическая
работа
«Оформление значения слова;
буквиц и заставок»
понимать
значение
Дом в старину: что Слова,
обозначающие
предметы учатся
русских
пословиц
и
поговорок,
как называлось
традиционного русского быта: дом в
с
изученными
(2 ч)
старину: что как называлось (изба, терем, связанных
темами
хоромы, горница, светлица, светец,
лучина и т. д.)
Во что одевались в Слова,
обозначающие
предметы
старину (1ч)
традиционного русского быта: как
называлось то, во что одевались в старину
(кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти
и т. д.)
Итоговый
тест
выполняют итоговую работу
(1ч)
Тема
2 класс
Содержание
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее 6 ч
По одежке встречают Слова, называющие то, во что
раньше одевались дети (например,
шубейка, тулуп, шапка, валенки,
сарафан, рубаха, лапти).
Ржаной
хлебушко Слова, называющие то, что ели в
калачу дедушка
старину (например, тюря, полба,
каша, щи,
похлебка,
бублик,
коврижка, ватрушка), какие из них
сохранились до наших дней
Любишь кататься – Слова, называющие игры, забавы,
люби
и
саночки игрушки
(например,
городки,
возить
салочки, салазки, санки, волчок,
свистулька)
В решете воду не Слова, называющие домашнюю
удержишь
утварь и орудия труда (например,
ухват, ушат, ступа, плошка,
крынка, ковш, решето, веретено,
серп, коса, плуг)
Характеристика деятельности
учащихся
распознают и понимают значение
устаревших слов по указанной
тематике;
используют словарные статьи для
определения
лексического
значения слова;
учатся понимать значение русских
пословиц и поговорок, связанных
с изученными темами
Самовар кипит
уходить не велит
– Пословицы
и
поговорки,
фразеологизмы
возникновение
которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского
быта (например, каши не сваришь,
ни за какие коврижки).
Проектное задание:
Словарь «Почему это
так называется»
Раздел 2. Язык в действии 7 ч
Помогает ли ударение Пропедевтическая
работа
по
различать слова?
предупреждению
ошибок
в
произношении слов в речи
Для
чего
нужны Формирование
понятия
синонимы?
«синонимы».
Для
чего
антонимы?
нужны Формирование
понятия
«антонимы».
Развивать
внимательное отношение к языку
Как
появляются Знакомство
с
понятием
фразеологизмы
и «фразеологизмы» и «пословица»
пословицы?
Как можно объяснить Продолжить работу над понятием
значение
слова? «слово».
Переносное значение Сведения
слова.
о прямом и переносном значении
слова.
Раздел 3. Секреты речи и текста 5 ч
Типы
текстов: Работа
над
описание,
текстом.
повествование
Учимся
связывать
предложения в тексте
выполняют проектное задание
работают со словарем ударений.
различают слова, которые по
разному звучат, но называют одно
и тоже. Подбирают синонимы,
следят за выразительностью речи
правильно расставляют ударение в
словах;
подбирают слова близкие по
значению и противоположные по
значению;
находят антонимы в пословицах.
находят в тексте фразеологизмы;
объясняют
значение
фразеологизмов;
уместно употребляют крылатые
слова в речи;
объясняют
и
применяют
пословицы в своей речи.
определяют лексическое значение
слова по словарю, контексту;
выделяют слова в переносном
значении в тексте, сравнивают
прямое и переносное значения,
определяют
основу
переноса
значения;
конструируют
образное
выражение
(сравнение,
олицетворение) по образцу, из
данных
учителем
слов,
используют слова с переносным
значением
при
составлении
предложений.
деформированным выбирают
из
текста
словосочетания для описания;
по вопросам составляют описание
предмета, существа;
составляют текст по опорным
словам и по плану.
находят
в
деформированном
тексте
начало
рассказа
и
продолжают составлять рассказ;
устанавливают связь событий и
Зачем нужен план?
Участвуем в диалогах
Продолжить работу над выработкой
умения
составлять
план.
Познакомить с разными видами
плана
Приемы
общения:
убеждение,
уговаривание, просьба, похвала и
др., сохранение инициативы в
диалоге, уклонение от инициативы
в диалоге, завершение диалога
(например,
как
выразить
несогласие; как убедить товарища).
Итоговый тест
Тема
соединяют
события
линией,
записывают рассказ.
делят текст на части, выделяют в
каждой части самое важное;
различают
картинный
план,
цитатный план.
участвуют в различных видах
диалога;
упражняются
в
различных приемах общения.
выполняют итоговую работу
3 класс
Содержание
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее 3 ч
Экскурсия по старому Слова,
описывающие
город
городу.
(например,
конка,
карета,
городовой, фонарщик, лавка, купец,
приказчик,
полицмейстер,
мастеровой)
Русский
народный Слова, называющие то, во что
костюм
раньше
одевались,
элементы
женского
русского
костюма
(например, кафтан, зипун, армяк,
навершник, душегрея, салоп, кушак,
понева, передник, кокошник, кичка,
сорока, позатыльник)
Проектное задание:
«Русский народный
костюм»
Раздел 2. Язык в действии 7 ч
Как
правильно Пропедевтическая
работа
по
произносить
слова предупреждению
ошибок
в
(1ч)
произношении слов в речи
Изобразительно- вы- Продолжить
знакомство
с
разительные средства изобразительно-выразительными
языка:
метафора, средствами языка, их назначением
эпитет,
сравнение,
олицетворение (2ч)
Фразеологизмы (1ч)
Продолжают знакомиться
с
фразеологизмами и крылатыми
словами.
Откуда
приходят Заимствованные
слова? (1ч)
Грамматические
заимствованных слов.
Как растет слово? (2ч) Знакомство
с
словообразования
Характеристика деятельности
учащихся
распознают и понимают значение
устаревших слов по указанной
тематике;
используют словарные статьи для
определения
лексического
значения слова;
учатся понимать значение русских
пословиц и поговорок, связанных
с изученными темами
выполняют проектное задание
работают со словарем ударений.
учатся подбирать и употреблять
метафоры, сравнения, эпитеты и
олицетворение
в
устной
и
письменной речи; работают со
словарем синонимов.
находят в тексте фразеологизмы;
объясняют
значение
фразеологизмов; учатся уместно
употреблять крылатые слова в
речи.
слова. знакомятся с заимствованными
значения словами;
учатся
определять
грамматические
значения
заимствованных слов.
элементами упражняются в словообразовании;
работают
с
морфемнословообразовательным словарем
Раздел 3. Секреты речи и текста 7 ч
Темы
текстов. Определение темы текста, основной
Основная
мысль мысли; совершенствовать навыки
текста.
Опорные определения опорных слов.
слова
Сочинение на тему:
«Мой выходной день»
Типы текста.
Познакомить со структурой текста
Рассуждение (2ч)
рассуждения.
Составлять
рассуждение в художественном и
научном стилях
Стили речи:
Исследовать разговорный стиль
разговорный и
речи, художественный; обсудить
книжный ( художест- признаки научного стиля.
венный и научный)
Культура общения
Исследовать
правила
речевого
этикета во время спора, дискуссии.
Итоговый тест
Тема
4 класс
Содержание
учатся определять тему текста,
основную
мысль;
определять
опорные (ключевые) слова в
тексте; на основе опорных слов
создавать текст.
знакомятся со структурой текста
рассуждения; учатся составлять
тексты рассуждения
учатся
определять
стилистическую принадлежность
текстов, составлять текст в
заданном стиле
уметь соблюдать речевой этикет в
споре, дискуссии.
выполняют итоговую работу
Характеристика деятельности
учащихся
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее 4 ч
Путешествие
Слова, называющие части тела
в прошлое
человека (например, перст, очи,
ланита, чело, выя, уста, око, шуйца,
десница);
Русский богатырь
Слова,
называющие
доспехи
древнего русского воина (например,
копье, древко, кальчуга, шлем,
науши, бармица, )
Чем
мерили
в Слова, называющие старинные
старину?
меры (например, аршин, сажень,
пядь, локоть и т.д)
Проектное задание:
Пословицы
с
устаревшими словами
в картинках.
Раздел 2. Язык в действии 6 ч
Омонимы, омофоны, Формирование представления об
омоформы,
омонимах, омофонах, омоформах.
Повторение:
отличие
многозначного слова от омонимов.
распознают слова и понимают
значение устаревших слов по
указанной тематике;
используют словарные статьи для
определения
лексического
значения слова;
учатся понимать значение русских
пословиц и поговорок, связанных
с изученными темами
создают книжку с пословицами с
устаревшими
словами
в
картинках.
знакомятся с омофонами и
омоформами
и
учатся
их
определять.
упражняются
в
различении
многозначного слова от омонима.
по работают со словарем ударений.
в
Как
правильно Пропедевтическая
работа
произносить слова.
предупреждению
ошибок
произношении слов в речи
Фразеологизмы.
Продолжить
формирование
представления о фразеологизмах.
Уметь
определять
слова
с
переносным значением слова.
Диалектизмы.
Формирование представления о
диалектизмах.
Диалекты
в
литературном языке.
работают с фразеологизмами;
заменяют слова фразеологизмами;
объясняют смысл фразеологизма;
используют в речи.
читают
тексты,
в
которых
использованы диалектизмы.
Пословицы
и Работа
с
пословицами
и
поговорки. Афоризмы поговорками.
Знакомство
с
афоризмами.
Сочинение
по
пословице
Раздел 3. Секреты речи и текста 7 ч
Художественный
Знакомство с художественным
стиль.
стилем. Составление текста в
художественном стиле.
Композиция текста.
Основные элементы
композиции.
Композиция. Работа с
деформированным
текстом.
Знакомство
с
основными
элементами композиции текста.
Упражнения
в
определении
элементов композиции
Творческая
работа.
Написать рассказ на
тему:
«Что
произошло
после
того, как наша кошка
Мурка
научилась
разговаривать»
ГазетноЗнакомство
с
особенностями
публицистический
газетно-публицистического стиля
стиль.
Я пишу письмо
Знакомство
с
особенностями
эпистолярного жанра
Итоговый тест
учатся
уместно употреблять
пословицы в речи; знакомятся с
афоризмами
учатся составлять текст по
заданной пословице.
анализируют
тексты
разных
стилей; выявляют особенности
художественного стиля; пробуют
самостоятельно
составить
небольшой
рассказ
в
художественном стиле.
знакомятся
с
основными
элементами композиции текста;
учатся их находить в тексте
упражняются
в
определении
элементов
композиции
в
деформированном
тексте;
восстанавливают и записывают
текст
продумывают
содержание
рассказа и его композицию;
составляют
план
рассказа;
записывают
опорные
слова;
составляют черновой вариант
текста; редактируют; записывают
чистовой вариант текста.
знакомятся с жанрами газетного
стиля;
упражняются
в
определении газетного жанра
знакомятся
с
особенностями
эпистолярного жанра; пробуют
самостоятельно написать письмо
другу,
в
котором
бы
просматривались такие части:
обращение к адресату, рассказ о
событиях,
изложение
своих
мыслей,
добрые
пожелания
адресату.
выполняют итоговую работу