РП_литературному-чтению-на-родном-русском-языке

Частное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа «Алые паруса»
г. Хабаровск

Рабочая образовательная программа
по учебному предмету
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
для учащихся 1- 4 классов общеобразовательных школ

УМК «Перспектива»
2019 – 2024 г

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке составлена на основе
ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 2009 г. №373 и
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и
Фундаментального ядра содержания общего образования с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника
умения учиться, Примерных программ по учебным предметам начального общего образования
(литературное чтение) и учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской
издательской программы Л.Ф.Климановой и др., а также с учетом:
 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 27.06.2018г.) "Об образовании в
Российской Федерации";
 Приказа Министерства образования Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
 Основной образовательной программы начального общего образования ЧОУ СОШ «Алые
паруса»

Общая характеристика учебного предмета
Предмет Литературное чтение на родном (русском) языке играет важную роль в реализации
основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской
идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности. Литературное чтение народном (русском) языке является для
младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления,
воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации
личности. Изучение данного курса в начальных классах — первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников
начальной школы к дальнейшему образованию.
Изучение курса литературного чтения на родном (русском) языке направлено на достижение
следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к
искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научнопознавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о
добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России
и других стран.
Литературное чтение на родном (русском) языке как учебный предмет в начальной школе
имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовнонравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю
читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и
общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение
соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует
навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения на родном (русском) языке является
формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают
осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге,
использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной
культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить
монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно
пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и
энциклопедиях.

На уроках литературного чтения на родном (русском) языке формируется читательская
компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным
к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель
обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с
текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их
самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения на родном (русском) языке пробуждает интерес учащихся к
чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словеснообразную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему
миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать
красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Приоритетной целью обучения литературному чтению на родном (русском) языке в начальной
школе
является формирование
читательской компетентности младшего школьника,
осознание себя как грамотного читателя,
способного к творческой деятельности. Читательская
компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к
чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского
навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы),
который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т.
е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают
общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов,
ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания
(на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и
процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в
словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной
литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого
вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать
(на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с
другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных
жанров, используемых художественных средств.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на
становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение.

Ценностные ориентиры содержания курса
Одним из результатов обучения литературного чтения на родном (русском) языке является
осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными
связями, в том числе с помощью родного языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь
милосерден; поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как
одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью
природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,
и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного
отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его
выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений;
приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней;
формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности,
уважения к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности,
целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и
к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка;
интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового
сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество,
толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» в 1-4 классах отводится 0,5 ч в неделю, всего на курс - 67,5 ч.
Предмет изучается: в 1 классе - 16,5 ч. (0,5 ч в неделю 33 учебные недели), во 2 - 4 классах - по 17
часов в год (0,5 ч в неделю 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения учебного предмета
1 класс
Личностные результаты
У учащихся будет сформировано:
- положительное отношение к урокам литературного чтения на родном (русском языке).
Учащиеся приобретают опыт:
- внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;
- внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
У учащихся может быть сформировано:
- внимание к красоте окружающего мира.
Предметные результаты
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух художественное произведение;
- сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;
- объяснять смысл названия произведения;
- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- выразительно читать и учить наизусть стихотворения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сочинять рассказы по рисункам;
- сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся получат возможность научиться:
- выделять рифмы в тексте стихотворения;
- чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);
- различать сказки, стихотворения, рассказы.
Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:
- ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь,
содержание);
- находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике (под руководством
учителя);
- участвовать в диалоге;
- сравнивать героев разных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
- знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;
- внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
- сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
2 класс
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения на родном (русском языке)
Учащиеся приобретают опыт:
- внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы,
произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
- оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
У учащихся могут быть сформированы:
- представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
- умения оценивать свое отношение к учебе;
- внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
- эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой.
(внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы)
Предметные результаты:
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
- пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
- объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
- вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
- объяснять действия персонажей;
- делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
- сравнивать героев разных произведений;
- ставить вопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
- в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний,
жизненных впечатлений.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- создавать рассказ по циклу картинок;
- рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
- выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать по ролям художественное произведение;
- сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
- придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
- создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
- участвовать в инсценировании литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- выделять рифмы в тексте стихотворения;

Учащиеся получат возможность научиться:
- объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
- находить сравнения в тексте произведения;
- определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
- определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
- выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание
пейзажа;
- определять ритм стихотворения путем прохлопывания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Учащиеся приобретают опыт:
- выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
- самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
- планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в
проектной деятельности).
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
- самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в
сносках к тексту;
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать произведения и героев;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
- находить объяснение незнакомых слов в словаре;
- находить нужные книги в библиотеке.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
- задавать вопросы по тексту произведения;
- сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством
взрослого).
Учащиеся получат возможность научиться:
- обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать
высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
- аргументировать собственную позицию;
- получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
3 класс
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
- умение оценивать свое отношение к учебе;
- уважение к культуре разных народов.
У учащихся могут быть сформированы:
- представление об общих нравственных категориях у разных народов;
- нравственное чувство и чувственное сознание;
- умение анализировать свои переживания и поступки;
- способность к самооценке;
- эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;
- бережное отношение к живой природе;
- эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за
природой.
Предметные результаты:
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:

- правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место
логического ударения;
- пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
- рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
- привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной
проблемы;
- определять и оценивать позиции литературных героев;
- выявлять тему и главную мысль произведения;
- сопоставлять героев, идеи разных произведений;
- составлять план рассказа;
- определять свое и авторское отношение к героям;
- формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
- делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист,
оглавление, предисловие.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- читать по ролям художественное произведение;
- продолжать сюжет произведения, историю героя;
- участвовать в инсценировании произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на
заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;
- выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и
письменной форме, рисунках.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
- выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки,
природы;
- находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к
предложенным словам.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и
выражения, своего отношения к нему.
- использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- соотносить свои действия с поставленной целью;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного
текста;
- планировать свои учебные действия;
- анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;
- составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;
- планировать свою читательскую деятельность;
- планировать свою деятельность при реализации проекта.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- сравнивать произведения и героев;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
- свободно ориентироваться в аппарате учебника;
- находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать и классифицировать жизненные явления;
- выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;
- находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;
- сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным
произведением;
- ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление,
выходные сведения);
- находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;
- извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;
- знакомиться с детской периодической литературой.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
- сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;
- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
- овладевать диалогической формой речи;
- формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при
работе в группе.
4 класс
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- способность к самооценке;
- чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
-представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных
нормах, нравственных и безнравственных поступках;
- ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
- регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими
требованиями;
- эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных
поступках;
- эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
Познавательная мотивация учения
Могут быть сформированы:
- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
- устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
- толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
Предметные результаты
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного
(вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту);
-читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения,
правильным интонированием, использованием логических - ударений и темпа речи, выражая таким
образом понимание прочитанного, декламировать стихотворные произведения
- прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
- находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
- различать последовательность событий и последовательность их изложения;
- выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с
помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям; -пересказывать
текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога
повествованием, с включением рассуждений;

- обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в
мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
-составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках,
энциклопедиях, детских периодических журналах;
- соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в
устной и письменной речи;
- высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
- создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- читать по ролям художественное произведение;
- создавать текст на основе плана;
- придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений,
анализом причин происшедшего;
- писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге,
кинофильме, телевизионной передаче;
- участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки
прозаических текстов;
- создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев,
придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
- создавать иллюстрации к произведениям;
- создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоциональносмысловые значения;
- определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных
сказок, мифов, былин, стихотворений,
рассказов, повестей, басен;
- выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков,
бытовые описания;
- вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
- определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
- различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка рассказ и др.);
- находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
- делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская
литература, структура текста, автор, герой;
- средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной
выразительности, включённые в конкретное произведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного
текста;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
- вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:

- ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
- самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения, так и в
результате проведенной работы;
- планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные УУД
- Учащиеся научатся:
- находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый,
синонимический, фразеологический);
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
- устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и
Интернет;
-сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев,
выбирая основания для классификации;
-строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в
устной и письменной форме, в процессе анализа - литературного произведения и на основании
собственного жизненного опыта; работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять
план статьи).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке
решения;
- точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
- владеть диалогической формой речи;
- корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
- задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Содержание учебного предмета.
1 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Навык и культура чтения. Устная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному правильному чтению целыми
словами, преодоление возможных пропусков и замены слогов, искажения и повторения слов,
развитие внимания к верной постановке ударений, точному прочтению окончаний слов, изменению
силы голоса, выдерживанию пауз.
Работа с текстом и книгой. Формирование умения озаглавливать текст, понимать смысл заглавия.
Обучение поиску значений отдельных непонятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике,
помещённом в учебнике.
Формирование умений: выбирать из предложенного списка слова, необходимые для характеристики
героев и отношения к ним; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; выделять в тексте с
помощью учителя нужные фрагменты; воспроизводить сюжет по вопросам педагога.
Первоклассники учатся отличать художественное произведение (творение автора) от реальной
жизни, обращать внимание на отношение писателя к героям.
Развитие познавательного интереса ребёнка к объектам окружающего мира, внимания к личному
жизненному опыту. Обучение определять с помощью учителя и высказывать своё отношение к
прочитанному, давать оценку поступкам героев с опорой на собственный опыт.
Обучение знакомству с книгой: её автором, названием произведения, иллюстрациями.
Творческая деятельность

Развитие воображения, речевой творческой деятельности. Формирование умения сочинять
продолжение прочитанного произведения, отдельных сюжетных линий, короткие истории на
заданную тему, рассказы по рисункам.
Учащиеся учатся под руководством учителя выразительно читать стихотворения, учить их наизусть,
участвовать в «живых» картинах, инсценировать произведения известных авторов.
Литературоведческая пропедевтика. Первоклассники знакомятся: с понятием диалог; со сказкой
(народной и авторской); учатся сравнивать героев сказок; знакомятся с понятиями «автор» и «герой
произведения»; знакомятся со стихотворением; рассказом; малыми фольклорными жанрами; а также
со стихотворной рифмой. Получают представление о ритме на уровне прохлопывания в ладоши
двусложных размеров, учатся включать их в свою речь.
2 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Навык и культура чтения. Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без
искажений состава слов, с соблюдение морфоэпических норм; правильному интонированию,
изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла, читаемого; передаче
эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения.
Работа с текстом и книгой. Формирование умений определять смысловую связь заглавия с
содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение. Развитие
умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь,
поступки, место действия.
Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение
выразить их в речи.
Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с
опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт.
Формирование умений определять главную мысль произведения. Обучение подробному пересказу
небольших произведений и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об отдельном
герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью
учителя.
Развитие умения определять и объяснять своё отношение к произведению и герою, опираясь на
личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам
различных произведений.
Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения
авторской позиции.
Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять
на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными
явлениями природы, человеческими поступками.
Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный
лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым
словарём, помещённым в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения.
Круг детского чтения
Любите книгу. Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах. Монологическое
высказывание «Моё отношение к книгам». Информация о возникновении книг в научноэнциклопедических словарях, в специальных справочниках. Работа в паре: поиск ответов на вопросы
с опорой на текст. Книги из далёкого прошлого. Пословицы и поговорки о добре.
Времена года в произведениях русских поэтах. Красота родного края в произведениях русской
литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Произведения устного
народного творчества об осени.
Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
Мир сказок. Известные русские собиратели сказок. Монологическое высказывание «Моё отношение
к сказке». Выборочное и поисковое чтение.
Здравствуй, матушка - зима. Красота родного края в произведениях русской литературы.
Монологическое высказывание о красоте своей страны. Рассказ о празднике. Загадки зимы.
Устное сочинение по картине. Сочинение по картине Б. Кустодиева «Масленица».
Весна, весна! И все ей радо! Красота родного края в произведениях русской литературы.
Монологическое высказывание о красоте своей страны. Произведения устного народного творчества
о весне.
Творческая деятельность

Развитие воображения, речевой творческой деятельности. Формирование умений делать
творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из
героев, переносить его в новые ситуации, продолжать созданный писателем сюжет.
Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать
их перед одноклассниками.
Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по
предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к
произведению.
Литературоведческая пропедевтика. Обогащение представлений о фольклорных жанрах
(поговорки, пословицы). Развитие умения выделять рифму в стихотворении.
Расширение представления о ритме (через похлопывание в ладоши трёхсложного ритма). Знакомство
с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение
автора к герою.
3 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Работа с текстом и книгой.
Формирование умения использовать простейшие приемы анализа различных видов текста;
самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы,
устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному
или прослушанному произведению.
Развитие умения самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на
основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения;
сравнивать героев одного произведения.
Развитие умения находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть
выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Круг детского чтения
Книги - мои друзья. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга.
Жизнь дана на добрые дела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову.
Пословицы и поговорки русского народа. Притчи.
Волшебная сказка. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.
Картины русской природы. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства
художественной выразительности.
Картины родной природы. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ,
настроение.
Творческая деятельность
Развитие воображения, речевой творческой деятельности. Развитие умения читать по ролям,
инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным
чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой
учащихся.
Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию. Формирование
умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать
описания-миниатюры. Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Литературоведческая пропедевтика. Знакомство с художественными особенностями сказок, их
лексикой, композицией. Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с
новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование
умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.
Инсценировать произведения известных авторов.
Сравнивать литературные и исторические тексты. Закрепление и развитие на новом литературном
материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.
4 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Работа с текстом и книгой. Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его
заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного, выражать
её своими словами.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять
ключевые слова в тексте.
Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения.
Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы
изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его
частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой
диалога повествованием, с включением рассуждений. Формирование умения выделять
выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые
значения.
Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям,
предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому
доступу книг в детской библиотеке.
Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в
справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.
Круг детского чтения
Жить по совести, любя друг друга. Основные понятия: ответственность, совесть. Рассказы о
дружбе, хороших делах.
Литературная сказка. Основные понятия: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели
народных сказок. Литературные сказки.
Великие русские писатели. Основные понятия: средства художественной выразительности метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Сравнение произведений живописи и литературы.
Творческая деятельность
Развитие воображения, речевой творческой деятельности. Развитие умения создавать творческий
пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение
истории персонажа и сюжета.
Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений,
анализом причин происшедшего.
Формирование умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о
прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.
Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические
произведения, отрывки прозаических текстов.
Литературоведческая пропедевтика. Закрепление и развитие на новом литературном материале
знаний, полученных в 3 классе.
Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной. Знакомство с
выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.

Тематическое планирование
№
п\п
1

2

Тема
Экскурсия в
школьную
библиотеку
Доброе дело –
великое счастье.

3

Русский алфавит

4

Алфавит. Звуки и
буквы.

5

«Наше Отечество»
К.Д. Ушинского.

1 класс
Содержание темы
Знакомство с структурой
библиотеки; именем, отчеством
библиотекаря.
Повторение изученных звуков и букв.
Работа по составлению звуковых схем,
звукобуквенному анализу слов.
Знакомство с происхождением
славянского алфавита, его создателей –
Кирилла и Мефодия.
Повторение изученных звуков и букв.
Составление звуковых схем.
Звукобуквенный анализ слов.
Знакомство с новыми понятиями,
связанными с Родиной, символикой
Российского государства.

Основные виды учебной
деятельности обучающихся
Познакомятся с библиотечным
фондом. Запишутся в школьную
библиотеку.
Повторят изученные буквы. Составляют
звуковые схемы. Анализируют
звукобуквенный состав слов.
Повторяют алфавит, знакомятся с его
создателями. Читают буквы по
алфавиту.
Повторяют и сравнивают звуки и буквы.
Составляют звуковые схемы.
Анализируют звукобуквенный состав
слов.
Знакомятся с понятиями, связанными с
Родиной, символикой. Анализируют
символы и сравнивают с другими
государствами.

6

7

8

9

Чтение и анализ
статьи В.Н. Крупина
«Первоучители
словенские»
«Первый букварь»
В.Н. Крупина

Первые русские печатные учебные
книги. Люди, которые принесли
славянам грамоту, написали первые
учебные книги, открыли

Познакомятся с первыми русскими
печатными книгами и людьми.
Запоминают новых людей. Строят
речевые высказывания

Первые русские печатные учебные
книги. Люди, которые принесли
славянам грамоту, написали первые
учебные книги, открыли школы для
детей.

Познакомятся с первым букварем,
проанализируют его, сравнивают с
современной азбукой.

Рассказы К.Д.
Ушинского «Худо
тому, кто добра не
делает никому»,
«Вместе тесно, а
врозь скучно».
Презентация проекта
«Живая азбука».
Конкурс чтецов.
Из старинных книг.
«Жили – были
буквы».

Творчество К.Д. Ушинского.
Чтение рассказов.

Познакомятся с творчеством К.Д.
Ушинского. Прочитают рассказы и
проанализируют основную мысль
текста.

Защита проекта.

Защищают проект. Читают стихи.
Читают текст, вникают в смысл
прочитанного. Развивают навыки
правильного осознанного чтения текста.

Читают произведения, учатся понимать
народную мудрость, заложенную в
сказках, отгадывать загадки, самим их
придумывать, объяснять их смысл,
подбирать нужную интонацию и ритм
для чтения небылиц и потешек.
Выразительно читают.
Подбирают нужную интонацию и ритм
для чтения небылиц и потешек,
упражняются в темповом чтении
отрывков из произведений, соотносить
темп чтения с содержанием
прочитанного, соотносить иллюстрацию
с содержанием текста
Выразительно читают произведения,
находят главную мысль произведения,
продолжают развивать навыки
правильного осознанного чтения текста,
ориентироваться в структуре книги,
сравнивать различные произведения
малых и больших жанров: находить
общее и отличия
Выразительно и осознанно читают
целыми словами, составляют
простейший рассказ о своих
впечатлениях по прочитанному.
Знакомятся с традициями и обычаями
народа.
Читают выразительно и осознанно
целыми словами прозаические тексты.
Знакомятся с произведениями, выделяют
главное, соотносят с той или иной
интонацией. Читают по ролям и
пересказывают текст.

11

Русская народная
сказка «Рукавичка»

Выразительное чтение произведения.
Анализ и сравнение произведений
одного раздела, выделение в них общее
и различное.
Выделение в сказке наиболее
выразительных эпизодов,
воспроизведение ситуации сказок по
рисункам и воспоминаниям. Работа с
художественными текстами,
доступными для восприятия.

12

Загадки, песенки,
потешки

Произведения малых фольклорных
жанров.

13

Небылицы. Русские
народные потешки.
Стишки и песенки
из книги «Рифмы
матушки Гусыни»

Различение произведений малых
фольклорных жанров.

14

Урок – обобщение
«Сказки, загадки,
небылицы»

Выразительное чтение
произведения, анализ и сравнение
произведения различных жанров.

Из старинных книг.
А. Майков «Христос
Воскрес!». «Апрель,
апрель! Звенит
капель….»
Ю. Ермолаев
«Лучший друг».
Е. Благинина
«Подарок»

Традиции и обычаи нашего народа.
Приведение примеров художественных
произведений по изученному материалу.

Проверим себя и
оценим свои
достижения

Проверка и оценка достижений и
знаний

10

15

16

17

Знакомство с произведениями Ю.
Ермолаевой, Е. Благининой, выделение
главного, соотносение его с той или
иной интонацией, чтение по ролям,
пересказывание текста.

Читают целыми словами, понимают
прочитанное, пересказывают с опорой на
картинку, совершенствуют навыки
выразительного чтения и пересказа.

Выполняют тест

2 класс
№
п\п
1

Тема

Содержание темы

Сокровища духовной
народной мудрости.
Пословицы и
поговорки о добре.
Люблю природу
русскую.
Пословицы и
поговорки об осени.
Народные приметы.
Осенние загадки.

Малые и большие жанры устного
народного творчества. Особенности
пословиц и поговорок. Анализ и
использование в речи.

3

Истоки народной
культуры. Русские
народные сказки

Художественные особенности сказок.
Выразительные средства.
Осознание того, что фольклор есть
выражение общечеловеческих
нравственных правил и отношений.

4

Мир народной
сказки. Русская
народная сказка
«Каша из топора»

Слушание и чтение. Герои сказки
и их характеристика. Работа с
пословицами. Пересказ по плану.
Анализ сказки, главная мысль.
Выборочное чтение.

5

Малые жанры
устного народного
творчества.
Народные заклички,
приговорки.
Малые жанры
устного народного
творчества.
Народные потешки,
перевёртыши,
небылицы.
Весёлые стихи.
Особенности
авторских
произведений,
созданных на основе
народных.

Малые и большие жанры устного
народного творчества. Особенности
пословиц и поговорок. Анализ и
использование в речи.
Сравнение считалок, небылиц и сказок.
Выразительное чтение, составление
своей небылицы. Наблюдение за
ритмом.
Узнавание, различие, определение
основного смысла

8

Люблю природу
русскую.
Пословицы и
поговорки о зиме.
Народные приметы.
Зимние загадки.

Зимние загадки. Соотнесение
загадки и отгадки. Развитие
связной речи.

9-10

Русская народная
сказка «Два мороза»

11

Русская народная
сказка «Петушок и
бобовое зернышко»

Целостное восприятие. Вид текста.
Развитие монологической речи.
Выражение отношения к прочитанному.
Работа по содержанию. Главная мысль.
Соотнесение пословицы с главной
мыслью. Работа с иллюстрациями.
Слушание и чтение; пересказ по

2

6

7

Прием создания авторских
произведений на основе народных.

Основные виды учебной
деятельности обучающихся
Объяснять, в чем ценность книги.
Определять нравственный смысл слова
«добро». Объяснять смысл пословиц и
поговорок.
Отгадывать загадки, самим их
придумывать, объяснять их смысл.
Распознавать особенности построения
фольклорных форм (сказки, загадки,
пословицы).
Воспринимать красоту родного края в
произведениях литературы и живописи.
Находитьэпитеты, сравнения.
Объяснять смысл пословиц и
поговорок.
Выбирать из предложенного списка
слова, необходимые для характеристики
героев и отношения к ним; отвечать на
вопросы по содержанию прочитанного;
выделять в тексте с помощью учителя
нужные фрагменты; воспроизводить
сюжет по вопросам педагога.
Пересказ небольших произведений и
отдельных эпизодов, выборочный
пересказ (рассказ об отдельном герое,
отдельном событии)
Участвовать в диалоге; слушать и
понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки.
Читают произведения, учатся понимать
народную мудрость, заложенную в
малых жанрах устного народного
творчества.
Подбирать нужную интонацию и ритм
для чтения небылиц и потешек.
Выразительно читают.

Выразительно читать стихотворение и
фрагменты прозаического текста перед
группой.
Выделять
рифмы
в
тексте
стихотворения.
Определять ритм стихотворения путем
прохлопывания.
Отгадывать загадки. Сочинять загадки.
Распознавать особенности построения
фольклорных форм (сказки, загадки,
пословицы).
Воспринимать красоту родного края в
произведениях литературы и живописи.
Находитьэпитеты, сравнения.
Объяснять смысл пословиц и
поговорок.
Строить речевое высказывание в устной
и письменной форме.
Проявлять познавательную инициативу
в учебном сотрудничестве. Принимать
и сохранять учебную задачу.
Читать вслух и про себя тексты
учебников, других художественных и

рисункам, анализ пословиц.

Мы идем в музей
народного
творчества.
Б. Кустодиев
«Масленица».
Устное сочинение по
картине.
Люблю природу
русскую.
Пословицы и
поговорки о весне.
Народные приметы.
Весенние загадки.

Передача впечатлений.
Традиции и обычаи нашего народа.
Приведение примеров художественных
произведений по изученному
материалу.

15

Стихи о маме и папе.
Р. Рождественский,
Ю. Энтин, Б.
Заходер.

Восприятие на слух поэтического
текста. Сравнение произведений разных
поэтов на одну тему. Чтение в
соответствии с настроением.
Подготовка к заучиванию по выбору.

16

Творческий праздник
«Веселый хоровод»

Проверка и оценка достижений и
знаний

17

Проверим себя и
оценим свои
достижения

12

13

14

научно-популярных книг, понимать
прочитанное.
Участвовать в диалоге; слушать и
понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки.
Знакомятся с традициями и обычаями
народа.

Устное сочинение по картине.

Развитие связной речи. Весенние
загадки. Сочинение весенних
загадок.

Отгадывать загадки. Сочинять загадки.
Распознавать особенности построения
фольклорных форм (сказки, загадки,
пословицы).
Воспринимать красоту родного края в
произведениях литературы и живописи.
Находитьэпитеты, сравнения.
Объяснять смысл пословиц и
поговорок.
Наблюдать за рифмой и ритмом
стихотворного текста. Находить
средства художественной
выразительности. Объяснять
интересные выражения в лирическом
тексте. Иллюстрировать стихотворение.
Формировать осознанность и
выразительность чтения.
Участвовать
в
инсценировании
литературных произведений.
Участвовать в проектной деятельности,
отбирать необходимый материал.

Выполняют тест

3 класс
№
п\п
1

2

3

Тема

Содержание темы

А.С.Пушкин
«Сказка о царе
Салтане, о сыне его
славном и могучем
богатыре князе
ГвидонеСалтановиче
и о его прекрасной
Царевне Лебеди»

Работа по содержанию
сказки. Определение главной
мысли. Характеристика
героев произведений.
Продолжение знакомства с
пословицами. Выделение в
сказке наиболее
выразительных эпизодов,
воспроизведение ситуации
сказок по рисункам.
Соотнесение рисунков с
художественным текстом, их
сравнение.

Рисунки И. Билибина к сказке.
Соотнесение
рисунков с
художественным
текстом сказки.
М.Ю.Лермонтов
«Горные вершины»,
«На севере диком»

Восприятие на слух поэтического
текста. Анализ стихотворения.
Выразительное чтение.
Сравнение произведений разных
поэтов на одну тему. Чтение в

Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Пересказывать текст. Ставить вопросы
по содержанию прочитанного, отвечать
на них,. Давать характеристику героев
литературной сказки. Замечать в тексте
сравнения и эпитеты, анализировать их
назначение в тексте.

Соотносить заглавие рассказа с темой и
главной мыслью, отвечать на вопросы
по содержанию.

Анализировать стих. Объяснять смысл
непонятных слов и выражений с опорой на
текст, с помощью словаря в учебнике или
толкового словаря. Высказывать свои
собственные впечатления о прочитанном

соответствии с настроением.
Подготовка к заучиванию по
выбору.

стихотворении. Создавать словесные картины
по тексту стихотворения. Читать
выразительно, оценивать свои достижения.

Детство Л. Н.
Толстого (из
воспоминаний
писателя).
Подготовка
сообщения.
Л.Н.Толстой «Какая
бывает роса на
траве», «Куда
девается вода из
моря?»

Творчество Л.Н.Толстого.
Чтение произведений.

Обучать учащихся воспринимать
правильно высказывания. Создавать
небольшой устный текст на заданную
тему.

Работа по содержанию
текстов. Главная мыль.
Сравнение текстов. Пересказ.

6

Н.А.Некрасов
«Дедушка Мазай и
зайцы»

Восприятие на слух
стихотворения. Характеристика
героев. Отношение автора к
событиям. Выразительное чтение.
Подготовка к заучиванию
эпизода.

Следить за выражением и развитием чувств в
лирических произведениях. Объяснять смысл
непонятных слов и выражений с опорой на
текст, с помощью словаря в учебнике или
толкового словаря.
Высказывать свои собственные впечатления о
прочитанном.
Анализировать текст. Находить средства
художественной выразительности: сравнения,
эпитеты, олицетворения.
Следить за выражением и развитием чувств в
лирических произведениях.

7

И.А.Бунин.
Выразительное
чтение
стихотворений.
В.Гаршин
«Лягушкапутешественница»

Творчество И.А. Бунина.
Словесное рисование картин
природы.

Анализировать взаимоотношения героев.
Высказывать свои собственные впечатления о
прочитанном стихотворении. Создавать
словесные картины по тексту стихотворения.

Целостное восприятие
текста. Вид текста.
Выражение своего
отношения к прочитанному
произведению.
Совершенствование навыка
чтения.

Сравнивать содержание литературной и
народной сказок; определять нравственный
смысл сказки. Наблюдать за развитием и
последовательностью событий в
литературных сказках. Объяснять значение
разных слов с опорой на текст, с помощью
словаря в учебнике или толкового словаря.

10

К.Г. Паустовский
«Растрёпанный
воробей»

Целостное восприятие текста.
Определение главной мысли.
Выражение своего отношения к
прочитанному произведению.
Совершенствование навыка
чтения.

11

А.Блок «Ветхая
избушка»

Творчество А.Блока. Развитие
связной речи. Выразительное
чтение стихотворений.

12

С.Есенин
«Черемуха»

Творчество С.Есенина. Словесное
рисование картин природы.
Выразительное чтение
стихотворений.

Анализировать текст. Находить средства
художественной выразительности в
прозаическом тексте. Составлять план для
краткого и полного пересказа. Пересказывать
текст подробно и кратко, выборочно.
Определять характеристики героев с опорой
на текст.
Создавать небольшой устный текст на
заданную тему. Объяснять смысл выражений
с опорой на текст. Определять авторское
отношение к изображаемому
Высказывать свои собственные впечатления о
прочитанном стихотворении. Создавать
словесные картины по тексту стихотворения.
Читать стихи выразительно, оценивать свои
достижения.

13

М.Пришвин «Моя
Родина». Заголо-вок
– «входная дверь» в
текст. Сочинение на
основе художественного текста.
И. Соколов-Микитов
«Листопадничек»

Традиции и обычаи нашего
народа. Определение главной
мысли рассказа. Приведение
примеров художественных
произведений по изученному
материалу.

Читать и воспринимать на слух
произведения. Составлять план
произведения. Рассказывать о герое,
подбирая в произведении словаопределения, характеризующие его
поступки и характер.

Работа по содержанию текста.
Определение главной мысли.
Совершенствование навыка
чтения. Построение небольшого
монологического высказывания о
произведении.
Целостное восприятие текста.
Определение главной мысли.
Выражение своего отношения к
прочитанному произведению.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью
животных с рассказом автора. Пересказывать
произведения на основе плана. Придумывать
свои рассказы о животных. Проверять
составленный план, сверяя его с текстом и
самостоятельно оценивать свои достижения.
Анализировать текст. Определять
эмоциональный тон персонажа. Создавать
небольшой устный текст на заданную тему.
Соотносить пословицу с содержанием

4

5

8-9

14

15

Б.Шергин «Собирай
по ягодке –
наберешь кузовок»

16

А.П.Платонов
«Цветок на земле»,
«Ещё мама»

17

Проверим себя и
оценим свои
достижения

Совершенствование навыка
чтения.
Работа по содержанию текста.
Определение главной мысли.
Выражение своего отношения к
прочитанному произведению.
Выразительное чтение.

произведения.

Проверка и оценка
достижений и знаний

Выполняют тест

Анализировать текст. Отвечать на вопросы по
содержанию произведения; определять
главную мысль текста. Придумывать свои
вопросы к текстам.
Наблюдать за особенностями речи героев.

4 класс
№
п\п
1

2

Тема
Н.А.Некрасов «В
зимние сумерки
нянины сказки...»
И.А. Бунин
«Листопад».
Картина осени в
стихах
И.А.Бунина.

3

К.Г. Паустовский
«Корзина с
еловыми
шишками»

4

К.Г. Паустовский
«Корзина с
еловыми
шишками»
Музыкальное
сопровождение
произведения.
М.М. Зощенко
«Елка».

5

6

С.А. Есенин
«Бабушкины
сказки».

7

М.И. Цветаева
«Бежит тропинка
с бугорка»,
«Наши царства».

8

Сравнение
произведений
разных поэтов на
одну и ту же

Содержание темы

Основные виды учебной деятельности
обучающихся

Умение анализировать средства
художественной выразительности

Анализируют объекты с выделением
существенных и несущественных признаков.
Определяют эмоциональный характера текста.

Описывание картины осени в
стихотворении. Называние
произведения русских поэтов.
Умение рассказывать о листьях,
как о живых существах,
анализирование поэтического
изображение листьев в стихах,
выразительное чтение
стихотворения. Сочинение
маленького рассказа.
Прогнозирование содержания
текста по заголовку; участие в
диалоге; осознанное чтение текст
художественного произведения;
определение темы и главной
мысли произведения; создание
небольшого устного текста на
заданную тему.

Читают про себя с осознанием содержания
текста. Определяют эмоционального характера
текста. Извлекают необходимую информации из
прослушанных текстов.

Определение темы и главной
мысли произведения;
выделение в тексте главного и
второстепенного; умение
ставить вопросы к
прочитанному

Выражают свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации

Высказывание оценочного
суждения о прочитанном
произведении (герое, событии),
анализ образных языковых средств
Определение темы и главной
мысли произведения, сравнение
стихотворения разных авторов на
одну и ту же тему. Выразительное
чтение стихотворения, с
использованием интонации
Определение темы и главной
мысли произведения, сравнение
стихотворения разных авторов на
одну и ту же тему. Выразительное
чтение стихотворения, с
использованием интонации
Определение темы и главной
мысли произведения, сравнение
стихотворения разных авторов на
одну и ту же тему. Выразительное
чтение стихотворения, с

Выражают свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации

Формулируют проблемы, самостоятельно
создают алгоритмы деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера.
Осознанно и произвольно строят высказывание
в устной речи, соблюдая нормы построения
текста.

Определяют цели учебной деятельности с
помощью учителя и самостоятельно,
ищут средства её осуществления.

Декларируют произведение. Определяют
эмоциональный характер текста

Декларируют произведения. Оценивают
свои достижения

тему. Конкурс
чтецов.
Д.Н. МаминСибиряк
«Приёмыш».

использованием интонации

Определение темы и главной
мысли произведения;
выделение в тексте главного и
второстепенного;

Ставят учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися, и того, что ещё
неизвестно;

Д.Н. МаминСибиряк
«Приёмыш».
Отношение человека к природе.
М.М. Пришвин
«Выскочка».
Характеристика
героя на основе
поступка.

Определение темы и главной
мысли произведения; выделение в
тексте главного и второстепенного;
Пересказ текста, показывая
голосом, интонацией своё
отношение к героям
Определение темы и главной
мысли произведения.выделение в
тексте главного и второстепенного.
Объяснение авторского и
собственного отношения к
персонажам, составление
небольшого монологического
высказывания с опорой на
авторский текст. Участие в анализе
содержания, оценивание событий и
поступков

Ставят учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё неизвестно

12

Проект «Природа
и мы».

Нахождение информации в
разных источниках

Ставят и формулируют проблему,
самостоятельно создают алгоритм деятельности
при решении проблем творческого и поискового
характера. Осознанно и произвольно строят
высказывание в устной речи, соблюдая нормы
построения текста.

13

И.С. Никитин
«Русь». Образ
Родины в
поэтическом
тексте.

Ставят учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися, и того, что ещё
неизвестно;

14

С.Д. Дрожжин
«Родине». Авторское отношение к
изображаемому.
А.В. Жигулин
«О, Родина! В
неярком
блеске…».

Определение темы и главной
мысли произведения, участие в
диалоге при обсуждении
прочитанного.
Объяснять авторское и
собственное отношение к
персонажам, работать с
иллюстрацией, составлять
небольшое монологическое
высказывание с опорой на
авторский текст
Выразительное чтение,
прогнозирование содержания по
названию, анализ произведения
Называние произведения русских
поэтов.

Устанавливают аналогии, формулировку
собственного мнения и позиции, выделяют
существенную информацию. Обмениваются
мнениями с одноклассниками по поводу
читаемых произведений
Определяют смысл произведения, текста.
Рассказывают о своей Родине, используя
прочитанные произведения

9

10

11

15

16

Проект: «Они
защищали
Родину

Определение смысла
произведения, текста. Рассказ о
своей Родине, используя
прочитанные произведения

17

Проверим себя и
оценим свои
достижения

Проверка и оценка
достижений и знаний

Ставят учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимися, и
того, что ещё неизвестно.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Обмениваются мнениями с одноклассниками по
поводу читаемых произведений

Умеют осознанно и произвольно строить
высказывание в устной речи, передают
содержание текста, соблюдая нормы построения
текста. Обоснование способов и

Выполняют тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».